Истории

Общественный транспорт в Петербурге может стать полностью социальным к 2017 году

В Комитете по транспорту разработали «Проект поэтапного замещения коммерческих маршрутов регулярных перевозок на социальные маршруты в период с 2014 по 2017 годы». Это значит, что через несколько лет, по замыслу чиновников, в Петербурге не останется маршрутов, где бы не было «социального» автобуса/трамвая/троллейбуса – хоть какой-то альтернативы маршрутке. Экспериментировать с «замещением» начнут, скорее всего, уже в июле в Колпино.

В пресс-службе Комитета по транспорту несколько раз подчеркнули: речь не идет о ликвидации маршруток. «Планируется переход от коммерческих маршрутов к социальным. Коммерческие перевозчики также будут вправе участвовать в конкурсных процедурах на организацию транспортного обслуживания этих маршрутов», - комментирует пресс-секретарь комитета Тамара Смирнова.

Однако если помыслить термин «маршрутка» в более привычном горожанину ключе – как общественный транспорт, в котором не действуют льготы и где мы платим рублей на 5-10 больше, чем в «обычном» автобусе – получается, что значительная часть маршруток и правда должна уйти в прошлое.

По крайней мере, такое намерение явно читается в официальном ответе Смольного на запрос «МР» об оптимизации маршрутов наземного транспорта в Петербурге: «В настоящее время Комитетом по транспорту разработан проект поэтапного замещения коммерческих маршрутов регулярных перевозок на социальные маршруты в период с 2014 по 2017 г.г.».

В комитете посчитали, что если сейчас вдруг единовременно закрыть все коммерческие маршруты, понадобится «открыть новые: 68 социальных автобусных, четыре трамвайных маршрута и один троллейбусный, и уменьшить интервалы движения на существующих 116 автобусных, восьми трамвайных и восьми троллейбусных маршрутах». Прямо сейчас никто этого делать, разумеется, не будет, но фронт работ примерно понятен.

План комитета, если вкратце, таков: изучить пассажиропотоки на социальных и коммерческих маршрутах. На важных направлениях, где есть только коммерческие маршруты, сделать социальный «дубль». Впоследствии коммерческий «двойник» отомрет естественным образом. Либо перевозчик сам решит, что ему невыгодно «гонять» автобус за 35 рублей там, где есть более дешевый конкурент, и закроет маршрут. Либо: «В рамках подготовительной работы по закрытию коммерческих маршрутов определяются правовые основания закрытия «коммерческого» маршрута (окончание срока действия договора, заключение дополнительного соглашения с действующим перевозчиком и т.д.)» - цитата из ответа Комитета по транспорту.

Замещать коммерческие маршруты социальными начнут более-менее на расстоянии от «большого Петербурга» - в городе Колпино. Старт пилотного проекта намечен на 1 июля. «По предварительным оценкам, при условии высвобождения подвижного состава СПб ГУП «Пассажиравтотранс» после проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи дополнительного финансирования из бюджета Санкт-Петербурга на замещение коммерческих маршрутов в г. Колпино не потребуется», - отмечают в комитете. Но для первого этапа проекта, частью которого является колпинский эксперимент, необходимо, чтобы из бюджета всё же выделили 45,2 млн рублей; эти деньги должны пойти на субсидии перевозчикам.

В комитете просчитали, что если сейчас вдруг единовременно закрыть все коммерческие маршруты, понадобится «открыть новые: 68 социальных автобусных, четыре трамвайных маршрута и один троллейбусный, и уменьшить интервалы движения на существующих 116 автобусных, восьми трамвайных и восьми троллейбусных маршрутах». Прямо сейчас никто этого делать, разумеется, не будет, но фронт работ примерно понятен.

Траты в «проекте замещения» тоже просчитаны: «Общая потребность в выделении средств бюджета Санкт-Петербурга для замещения всех коммерческих маршрутов Санкт-Петербурга до конца 2017 года составляет 22,17 млрд рублей. Данная сумма предусматривает расходы на приобретение дополнительного подвижного состава для государственных предприятий городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга (14,89 млрд рублей), строительство новых объектов транспортной инфраструктуры (0,84 млрд рублей) и выплату субсидий перевозчикам за выполнение дополнительных объемов транспортной работы на социальных маршрутах (6,42 млрд рублей)».

Теперь весь вопрос в том, будут ли эти деньги выделены из бюджета города. Если да – это значит, что вскоре мы и правда будем платить в любом наземном транспорте 25 рублей за проезд (или какой там будет тариф в 2017 году). Если нет – пилотный проект в Колпино так и останется маленьким транспортным экспериментом.

Коммерческие перевозчики

Речь не идет о том, что в городе оставят монополиста в лице ГУП «Пассажиравтотранс», а «коммерсантов» ликвидируют как класс. Коммерческие перевозчики, как и раньше, смогут участвовать в конкурсах на обслуживание социальных маршрутов. Правда, на вопрос, что будет, они сейчас ответить не могут. Перевозчики говорят, что пребывают в ситуации «информационного вакуума»: Комитет по транспорту не делится с ними своими планами.

Заместитель генерального директора ОАО «Третий парк» Михаил Богданов оценил возможную оптимизацию городских маршрутов так: «Сделать-то можно все, что угодно. Если бы в начале ХХ века вы сказали, что люди в космос полетят, вам бы не поверили. Нерешаемых задач нет. Но у каждого вопроса есть цена и алгоритм.

Получается веселая картина: сначала будет разработана идеальная схема, аналогичная коммунизму к 1980 году или каждой семье по квартире - к 2000-му. А потом эта схема будет потихоньку обрастать негативными моментами, и реализация ее отодвигаться все дальше и дальше.

Если же все будет продолжаться в намеченном тренде, я пока не понимаю, что мы станем делать. Естественно, мы не можем бросить на произвол судьбы людей. Только на нашем предприятии работает более четырех тысяч человек – все они кормят свои семьи».

Сначала будет разработана идеальная схема, аналогичная коммунизму к 1980 году или каждой семье по квартире - к 2000-му. А потом эта схема будет потихоньку обрастать негативными моментами, и реализация ее отодвигаться все дальше и дальше.

По словам Михаила Богданова, 35 рублей, которые сегодня платит пассажир маршрутки, – это мало: «Нам сегодня Комитет по транспорту предлагает покупать автобусы стоимостью от 5 млн рублей и выше, платя за это 30 рублей за километр пробега. А ГУП «Пассажиравтотранс» почему-то должен получать 42 рубля за километр – при том, что там автобусы покупаются из бюджета, который формируется в том числе из наших с вами налогов. При этом мы, как бизнес, в отличии от государственного перевозчика, имеем ограничения по сроку эксплуатации подвижного состава (автобус средний вместимости - пять лет, большой вместимости - семь). Мы идем в банк и берем кредит, несем риски, создаем рабочие места, платим налоги – и за выполненную работу денег не получаем.

Так, сейчас на календаре 3 апреля – и в этом году еще никому из перевозчиков бюджетных денег не выплатили. При этом каждый день только наша компания выпускает на линию 300 социальных автобусов – у каждого бак 100 литров солярки. 700 водителей, 500 кондукторов, которым надо заплатить зарплату – в среднем более 30 тысяч рублей. И где мы эти деньги возьмем?

Уже сколько лет мы просим Комитет по транспорту объяснить: за счет чего мы будем сокращать затраты, которые нам вменяет исполнительная власть? Нам что - мойку ликвидировать? Медиков уволить? Специалистов по безопасности дорожного движения? Отнять у слесаря гаечный ключ? А у них (у комитета – «МР») сегодня это красной нитью: «давайте все сокращать». Кто меньше потребует – тот и будет работать. Но не факт, что этот кто-то будет лучше работать».

Справка

В Петербурге давно борются с коммерческим транспортом. Так, в декабре 2008 года маршрутки исчезли с Невского проспекта, еще раньше – с Лиговского.

С 2010 года по настоящее время, согласно данным Комитета по транспорту, было закрыто 57 коммерческих маршрутов и открыто 26 новых социальных автобусных.

Обещания «к такому-то году» ликвидировать маршрутки как класс также звучали не раз. Например, в 2007 году тогдашний вице-губернатор Александр Полукеев заявлял, что в обозримом будущем с улиц города исчезнут все без исключения маршрутные такси. 

share
print