Истории

БДТ пошел в школу

С февраля по май БДТ сотрудничал со школами Петербурга, приглашая подростков на новый спектакль «Солдат и черт» и устраивая дискуссии с юными зрителями после просмотра.

В БДТ имени Г. А. Товстоногова прошедший театральный сезон назвали «Эпохой Просвещения». «Впервые в истории театра здесь появилась Педагогическая лаборатория» для школьных учителей и отдел просветительских программ.  

Куратор направления - Борис Павлович, молодой режиссер, в прошлом руководитель ТЮЗА в Кировске, рассказал «МР» зачем БДТ нужно идти в школу.  

«Наверное, театр просто дозрел до осознания своей ответственности и возможностей в этом плане, - говорит Борис Павлович. – А все началось с того, что Андрей Могучий, новый художественный руководитель БДТ, поставил свой первый спектакль - музыкально-драматический проект «Солдат и черт» на основе авангардной оперы Стравинского «История солдата».  Спектакль построен на синтетическом театральном языке, он игровой – там и музыка, и клоунада, и животные появляются, он очень необычный для БДТ.  Когда мы показали этот спектакль на фестивалях, стали думать – а для кого он в театре? Точно не для той аудитории БДТ, которая есть сейчас.

Андрей Могучий говорит: «Это спектакль для трудных подростков. Или вообще для подростков – все они трудные». И мы решили показывать его ученикам 8-9 классов. Так и родился наш школьный проект».  

Как это происходит: педагог или школа заявляют о своем желании участвовать в проекте.

До начала подобной работы была создана «Педагогическая лаборатория» БДТ, в которой занимаются уже около 100 петербургских учителей. Они проходят семинары по театральной педагогике, а проще говоря, узнают, как научить детей воспринимать театр, быть театральным зрителем, как говорить с детьми о спектакле. 

Детей, исключительно по желанию, приглашают в театр на спектакль (продаются льготные билеты). Они смотрят постановку, а затем, дня через 3-4, Борис Павлович приходит в школу, и начинается разговор в тесном кругу. И уже не только о спектакле – просто о жизни, о том, как в ней сохранить и услышать себя.

«В основе спектакля сказка Афанасьева. Это классическая сказка о солдате, играющем на скрипке, которую очень хочет заполучить черт. Солдат поддается искушениям черта и свою скрипку теряет. Там нет моралитэ, но есть неочевидные, неоднозначные смыслы.

Главный вопрос спектакля – о том, как сложно сохранить свою душу чистой. Вот вокруг него и строится наше общение со школьниками» - объясняет режиссер.

До начала подобной работы была создана «Педагогическая лаборатория» БДТ, в которой занимаются уже около 100 петербургских учителей. Они проходят семинары по театральной педагогике, а проще говоря, узнают, как научить детей воспринимать театр, быть театральным зрителем, как говорить с детьми о спектакле. «Главное, мы учим не резюмировать, не подводить к выводам, не ждать "правильных" ответов. Для нас важнее создать пространство для общения. Мы хотим, чтобы произведение искусства стало поводом для обмена мыслями и мнениями. Именно этого – диалога – сегодня так не хватает театру и обществу» - считает режиссер.

В июне первый сезон школьного проекта завершается и следующий начнется в сентябре – уже с новыми школами и с другими спектаклями. Педагоги творчески отозвались на участие в проекте БДТ – появились идеи проводить школьные театральные конференции, ставить свои спектакли, организовать межшкольный театральный дискуссионный клуб.

В театре не скрывают, что работа с детьми – это, прежде всего, воспитание будущего зрителя, понимающего театральный язык и готового к экспериментам. Современный театр с его буйством визуальных, игровых и технологических возможностей требует и нового зрителя. Кстати, подобный проект, правда, направленный на вузы Петербурга, уже с 2006 года осуществляет Александринский театр. 25 вузов города участвуют в программе «Формирование молодежной зрительской аудитории и культурной театральной среды» - студенты получают льготные билеты, участвуют в мастер-классах и встречах с режиссерами.

share
print