Истории

Дмитрий Озерков: «Современное искусство не хочет никого обидеть, обвинить»

28 июня в Петербурге открылась европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10». Основными площадками стали Эрмитаж и Главный штаб. На вопросы «Моего района» ответил Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа.

- Тематика большинства работ основной программы каким-то образом связана с политикой?

- Нет, мне кажется, наоборот - «Манифеста» скорее стремится уйти от политики, защищая от нее эрмитажную «территорию искусства». Но именно уйти, а не спрятаться. Конечно, среди художников всегда есть политические активисты. Недавно участник основной программы «Манифесты» художница Елена Ковылина активно высказывалась в социальной сети в поддержку нынешнего политического курса. Но ее проект на «Манифесте» напрямую с политикой не связан. Перфоманс «Равенство» обращается скорее к обществу, которое художница уравнивает по росту, расставив людей на разные по высоте табуреты. Тому, кто «высовывается», выдан табурет пониже. Проект недавно состоялся на Дворцовой площади, на выставке будет показано видео.

Есть и художники, работы которых вроде бы сделаны на злобу дня. Но будучи перенесены на «территорию искусства», они обращаются не к политикам, а к обществу, фиксируют его историю. Например, работы выдающегося украинского фотографа Бориса Михайлова - это фотографии, снятые на Майдане в декабре 2013 года, в момент национального единства. Они называются «Театр военных действий». Это было время, когда киевляне надевали самодельные латы, каски. На фотографиях они выглядят эпическими героями, словно оторванными от всякой иной реальности. Объектив художника способен уловить это тонкое ощущение и показать обществу, каким оно себя воспринимает, каким хочет себя видеть.

- Какие вопросы поднимет выставка?

- «Манифеста» проводится раз в два года в разных городах мира, всегда избирая «проблемные точки». Сегодня Россия - сложный организм, стремительно изменяющееся государство и в легислативном, и в социальном плане, и в плане самосознания общества. Здесь многое произошло за последнее время: появились новые законы, которые обсуждает весь мир, возникло разное отношение к современному искусству - и агрессивное неприятие, и заинтересованно-восторженное внимание. Российское общество сформулировало сегодня множество вопросов: и к законодателям, и к художникам, и к культурным институциям. «Манифеста» стремится отвечать на эти вопросы - языком художников, кураторов… Она исходит из того, что ни на один серьезный вопрос нет какого-то одного простого и правильного ответа. Когда дело касается многосложных систем, нельзя по-шариковски «всё взять и поделить». Призывая отвечать на поставленные вопросы, «Манифеста» не предлагает готовых пакетов решений, но заставляет задуматься о том, кто мы и куда идем.

- Раньше «Манифеста» проводилась в небольших, по сравнению с Петербургом, городах.

- Да, это верно. Общая аудитория всех девяти прошедших биеннале составила около 5 млн человек. А в Петербурге эти пять миллионов ходят по улицам. Поэтому, конечно, здесь «Манифеста» берет другой размах. Художественное высказывание, произнесенное в центре Петербурга, требует ответственности, будет иметь большее значение. В небольшом поселении легче «прозвучать», а в мегаполисе тебя могут и не услышать. В этом смысле    «Манифеста» рискует. Но здесь на помощь приходит Эрмитаж, принимающий основной проект «Манифесты».

Мы все перестали улыбаться. Кажется, что все так сложно, повсюду враги, сейчас всех поймают, и законы против нас. Можно лопнуть от собственной серьезности. А художники умеют относиться ко всему с юмором, и это хороший пример для всех.

Мы, петербуржцы, зачастую не осознаем того, что это самый серьезный и сложный музей в мире. Такого универсального и мощного организма нет больше нигде. Ведь это одновременно и огромный старинный музей, и современная развивающаяся институция. И место, где жили цари, и открытая к инновациям структура. И серьезнейший научно-исследовательский институт, и памятник государственной истории, отмечающий свое 250-летие. Для нас «Манифеста» - это способ еще раз поговорить об Эрмитаже, привлечь новую аудиторию, дать возможность людям в городе и в стране почувствовать ценность Эрмитажа, увидев его через новую призму - современного искусства. Этот подход позволяет заговорить о проблемах, о которых вне «территории искусства» говорить не принято. Разговор о сложной истории и современности музея «приводит» к взгляду общества на себя. Уроки старых мастеров требуют нового прочтения.

- И в самой программе будут, в том числе, старые мастера…

- Да, «Манифеста» играет на этом диалоге: старого и нового, большого музея и маленького современного художника.

- В чем особенность публичной программы?

- «Манифеста» - это, на самом деле, не просто выставка. Это платформа для разговора, к которому приглашаются горожане. Ты можешь поучаствовать, сказать свое слово, что-то увидеть и прокомментировать, и твой комментарий станет частью произведения. Публичная программа включит активности самого разного рода. Это жест открытия - искусства, музея - для горожан. Важно, что именно «Манифеста» в полной мере открывает здание Главного штаба. До этого мы показывали отдельные залы, анфилады. А это первая большая всеобъемлющая выставка, которая покажет, как здание будет жить дальше и куда движется музей.

- С каким настроением идти на выставку?

- Прежде всего, с открытым и готовым видеть и воспринимать новое. Мы все перестали улыбаться. Кажется, что все так сложно, повсюду враги, сейчас всех поймают, и законы против нас. Можно лопнуть от собственной серьезности. А художники умеют относиться ко всему с юмором, и это хороший пример для всех.

Современное искусство не хочет никого обидеть, обвинить. Оно возникает из невозможности молчать, позволяющей взглянуть на себя со стороны. Если общество ничего не создает, считай, мы прожили зря. Что осталось от Франции конца XIX века? Творения импрессионистов, которых тоже когда-то считали непонятными «современными художниками». Сегодня художники оставляют свой след, адекватный современности. И часто он не лишен гениального юмора.

share
print