Истории

Вандалы отломали лук у гатчинской «Амазонки»

Эксперты обсудили, как победить музейный вандализм.

Фото: vk.com/gatchina.palace

Случай в Гатчинском парке, когда неизвестные «шутники» сделали педикюр скульптуре «Сатир, играющий на дудочке», стал поводом для разговора о вандализме. На пресс-конференции сотрудники музеев обсудили возможные меры для решения этой проблемы. 

Дежавю

Вероятно, вандалы не подозревали, как непросто будет вернуть статуе прежний вид. По словам главного хранителя музея Анны Паркаловой, хулиганы использовали обыкновенный дешевый лак, который проник в мрамор почти на 2 мм: химическим способом снять его уже невозможно. «Буквально на днях реставраторы осмотрели скульптуру, и лак будет сниматься механическим путем. Пока это будет сделано бесплатно. Но если вести смету, тут речь идет о сотнях тысяч рублей», — говорит Паркалова.

27 августа в Гатчинском парке случилась новая беда: вандалы, поймать которых вновь не удалось, отломали лук у скульптуры «Амазонка». Эта статуя — копия с античной, как и «Сатир», но, как говорят эксперты, «калька» такого качества сама по себе является полноценным произведением искусства и, в конце концов, стоит немалых денег. Повторная жестокость посетителей по отношению к скульптурам Гатчинского парка заставляет сотрудников музея задуматься о радикальных мерах: возможно, вход в парк теперь станет платным.

Безнаказанность

Чтобы не допускать подобных случаев, Анна Паркалова считает, что необходимо законодательно усилить наказание за вандализм. Сейчас вандалу грозит условный срок до трех лет, денежный штраф до 40 тысяч рублей или исправительные работы до года. Однако за последние годы в Гатчинском парке ни один вандал (а случаев порчи памятников было множество) не был пойман и наказан. Проблема в том, что недостаточно видеокамер и сотрудников охраны. Кроме того, полномочия охранников ограничены: так, они не вправе задерживать нарушителя — они должны вызывать полицию по телефону 02. Анна Паркалова замечает, что сотрудники полиции приезжают только в исключительных, наиболее серьезных, случаях. В итоге подавляющее большинство вандалов остается совершенно безнаказанными.

Профилактика

Более эффективно охрана работает в Летнем саду, Царском селе, парках Петергофа. Так, Ольга Филиппова, хранитель парков ГМЗ «Царское село», утверждает, что в Екатерининском парке в последние сезоны предотвращенных случаев вандализма гораздо больше, чем совершенных. «Излюбленные места вандалов нам известны, потому что из года в год происходит одно и то же. В этих местах мы устанавливаем дополнительный контроль, там постоянно находятся охранники», — говорит Филиппова. Между тем, эксперт поднимает другую проблему — неосознанный вандализм. «Чаще всего это касается порчи деревьев: так, на крепкие, старые дубы вешаются турники. Дупла используются как урны, поэтому мы вынуждены закрывать их сетками. Деревья страдают и гибнут. Такие потери особенно трудно восполнимы: ведь нужно 150 лет, чтобы вырос дуб».

Притяжение

О последствиях, казалось бы, невинной бездумности посетителей говорит и хранитель парков ГМЗ «Петергоф» Ольга Волкова: «В прошлом году на Большом каскаде мы поставили новую отреставрированную позолоченную скульптуру. Специально сделали толстый слой позолоты, чтобы зимой скульптуру можно было не закрывать. Но каждый проходящий обязательно дотрагивается до позолоченных деталей. Уже сегодня там, куда может дотянуться рука человека, поверхность протерта до грунта». Таким образом, причиной вандализма могут быть вовсе не хулиганские помыслы, а обыкновенная безответственность.

Мнение

Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада Государственного Русского музея — о потере культуры восприятия:

«Сейчас в Летнем саду стоят копии, которые тоже являются художественными памятниками. На их изготовление ушло около 750 миллионов рублей. В саду великолепная система слежения и охраны. Эти меры должны сочетаться с пропагандой ответственного и гуманного отношения к произведениям искусства.

Проблема еще и в том, что современное произведение скульптуры порой провоцирует человека на касание — например, фигура фотографа с собачкой на Малой Садовой. Его берут под руку, держат за мизинец, гладят по голове собачку — ведь, казалось бы, «Фотограф» для этого там и стоит. А потом человек идет в Летний сад и думает: почему бы не подержаться за меч Правосудия в руках Фемиды?»

share
print