Истории

Отсутствие харизмы против отсутствия кандидатов

В Петербурге состоялись дебаты претендентов на место главы города.

Запись дебатов, которые состоялись 9 сентября в 19:30, можно посмотреть на сайте канала «Санкт-Петербург».

Телевстреча кандидатов – последний шанс вернуть интерес горожан к выборам. Эсер Оксана Дмитриева не смогла преодолеть муниципальный фильтр, прочие кандидаты практически не ведут кампанию, так что Смольному остается накачать явку для легитимной победы Георгия Полтавченко. В таких условиях эфир – потенциальная возможность напомнить «живым» избирателям (не только «халявным» досрочникам), что аутотренинг под названием «выборность власти» все еще актуален.

Кандидаты ответили на шесть вопросов Юрия Зинчука, формат дебатов не предусматривал обмен репликами, вопросами и любую дискуссионность. На ответ отводилась одна минута, на вступительную речь – полторы, на заключение – 30 секунд. В большинстве случаев времени оставалось с избытком.

Тахир Бикбаев, «Зеленые»

Единственное упоминание Тахира Ришатовича в прессе до нынешней выборной кампании – история с его увольнением из Северо-Западной таможни после служебной проверки. На дебатах он выглядел так, словно вернулся в 2004 год и отчитывается перед аудитором. Бикбаев попытался смотреть в камеру и одновременно читать по бумажке, но после фразы «На малый бизнес выделяется примерно всего лишь 0,3% бюджета» бросил эту затею, скатился в чтение заготовленных реплик, едва пересекавшихся по смыслу с вопросами, одним словом, окуклился.

Лучший эпизод дебатов: когда Бикбаев показывал зрителям карты загрязнения Петербурга токсинами. Сначала он продемонстрировал их вверх ногами, затем перевернул, начал трясти и спрятал. На просьбу Юрия Зинчука показать еще раз – с выражением взглянул на картонки, повернутые к зрителям пустой стороной, ткнул пальцем и произнес: «Вот, пожалуйста!»

– Мы не очень внимательно разглядели иллюстрации, они есть на вашем сайте? – спросил ведущий.
– Да, – ошибочно предположил кандидат.

Напоследок Тахир Бикбаев похвалил «Стратегию 2030» – предвыборную программу Георгия Полтавченко.

Ирина Иванова, КПРФ

Начала с того, что «родилась в Санкт-Петербурге», но дальше говорила «мы – ленинградцы». Поддержала монополистов в сфере ЖКХ: «Они созданы, не чтобы извлекать прибыль из населения, а чтобы обеспечивать промышленность и дальнейший подъем». Раскритиковала торговые сети, которым, по ее словам, нужно создавать альтернативу для продовольственной безопасности. Про мигрантов сказала: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Единственная из всех кандидатов перебрала отведенное на реплику время и посетовала, что раньше горожане сажали деревья, а теперь это запрещено.

Андрей Петров, «Родина»

Грамотно говорящий и прямо смотрящий в камеру уроженец Дубны стал открытием дебатов. Слушая его с закрытыми глазами, можно было предположить, что говорит профессор. Это про голос, а смысл речей больше соотносился с внешностью Петрова.

Кстати, смысла на единицу времени он вложил больше остальных кандидатов: удивил проектом осушения Обводного канала и строительства на его месте гигантской подземной парковки под названием «Петровские поля». Осушать и строить при губернаторе Петрове не будут мигранты Средней Азии – их труд станет экономически невыгоден, потому что на каждого рабочего придется заводить депозит с суммой на гипотетическую депортацию.

Георгий Полтавченко, «Единая Россия»

Смотрел в камеру недоверчиво и хмурился. Жестикулировал на предельном для себя уровне: из-под манжета рубашки даже выглянули генеральские часы, с которыми он фотографировался в Смольном. Нового ничего не пообещал, «Стратегию 2030» и сайт «Наш город», который на самом деле называется «Наш Санкт-Петербург», прорекламировать не забыл. Выступая с ежегодным посланием в ЗакСе, Полтавченко выкладывается больше.

Константин Сухенко, ЛДПР

Смотрел в потолок. Пообещал «лично стоять при сносе каждого здания», а также найти «способ, как отстоять Петербург», что разрушителям «мало не покажется». Интересно, что мешает Константину Эдуардовичу делать это, будучи депутатом ЗакСа?

Каждый раз замолкая, кандидаты как по команде делали самое грустное лицо, которое только умеют.

Минуло десять лет с тех пор, как петербуржцы стали свидетелями самых разнузданных и ожесточенных теледебатов в истории России. Сначала губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, по слухам, угодил в больницу после клинча с нацистом Юрием Беляевым. Затем вице-губернатор Анна Маркова и полпред президента Валентина Матвиенко три дня потрошили друг друга в теле- и радиоэфире, попутно давая показания в прокуратуре по взаимным обвинениям. Этого сегодня не увидеть на Youtube и не скачать на торрентах. Не удивительно, что рейтинги реалити-шоу в то время были низкими, а админресурс влиял на выборы не сильнее, чем деньги и другие факторы.

Нынешняя управленческая элита готовилась к карьере в советской системе, но оказалась в условиях пубертатной демократии и не смогла к ним приспособиться. Зачем мучить себя и людей? Кому хочется выбирать между нацистом и инфарктником? Издержки демократии слишком велики. Так в политику пришли люди типа Георгия Полтавченко и Тахира Бикбаева. Теперь мы выбираем между отсутствием харизмы и отсутствием кандидата.

share
print