Партнерский материал

Обзор легальности азартных игр онлайн и оффлайн в странах СНГ

Наибольшую активность по части регулирования деятельности азартных игр среди стран бывшего СССР проявили Россия и Латвия. Первая является ориентиром для многих в Содружестве Независимых Государств.

В России до 2006-2009 годов имели нормативные акты, регулировавшие работу предприятий азартного рынка, но работали законы плохо. Для наведения порядка игорные дома были вытеснены из городов в специально отведенные игорные зоны, разбросанные по территории страны: Калининградская область – на западной окраине, Кубань – на Юге, Алтай – в Сибири, Приморье – на Дальнем Востоке.

Функционирует сейчас только «Азов-Сити», так что можно вести речь о том, что государство немало потеряло на уменьшении налоговых поступлений. Кроме того, немалые средства были потрачены и на непосредственную борьбу с игорными заведениями, новости о закрытии нелегальных казино появляются повсеместно. Сегодня за пределами специальных территорий нельзя играть в игровые слоты, на рулетку, в покер и другие карточные игры на деньги. Понятия спортивный покер теперь в законодательстве не существует, а выжили только букмекерские конторы и лотереи.

Украина, формально никогда не входившая в состав СНГ, во многом ориентируется на законодательство РФ. Правда, идея создания игорной зоны не прижилась. Окончательно она угасла после того, как полуостров Крым вернулся в состав восточного соседа. Отметим, что, как и российские органы исполнительной власти, украинские пытаются держать под контролем доступ к сайтам, не соответствующим требованиям закона «Об азартных играх».

В Белоруссии куда более лояльно относятся к инвесторам с «азартными» планами. В стране действуют десятки крупных казино, многие из которых переехали сюда из Москвы и Санкт-Петербурга. Планы руководства Республики по превращению Минска в восточно-европейский Лас-Вегас нашли свое подтверждение на деле. Сегодня не только в столице, но и в куда менее крупных городах действуют солидные игорные дома, а страна потихоньку становится Меккой для казино-туристов.

Полный запрет на азартные игры, без послабления в качестве создания специальных зон, действует в Узбекистане, Азербайджане, Киргизии и Таджикистане – странах с преимущественно мусульманским населением. Казахстанские любители казино с такой проблемой столкнулись ненадолго. Меньше чем через год после принятия закона «Об игорном бизнесе», когда закрылись абсолютно все заведения в стране, заработала первая игорная зона в Капчагае, а позже к ней подключилась и вторая, в Щучинске. Первый город расположен недалеко от границы с Китаем, второй находится близко к России.

Не является религиозная принадлежность основной части населения препятствием для деятельности азартных предприятий и в Туркменистане. Однако здесь есть своя специфика: оба казино расположены, как ни странно, в столице Ашхабаде. Вероятно, государственные мужи рассчитывали в 2012 году, когда принимали закон на иностранных партнеров по газовому бизнесу.

В Армении о проблеме более жесткого регулирования игорного бизнеса говорили давно, но только в 2014 году законодательство было серьезно обновлено. Государство не желает полностью терять налоговые поступления от этого вида предпринимательской деятельности, но в Ереване, например, теперь играть будет нельзя. Казино будут действовать исключительно в курортных городах (Севан, Мегри, Цахкадзоре и Джермуке). Много ли они будут приносить – вопрос не праздный, учитывая отсутствие выхода к Черному морю и сложные отношения сразу с двумя соседними странами.

Молдавия, официально признанная государством с самым низким уровнем жизни в Европы, наводнены вполне легальными видами азартных развлечений – от солидных казино до скромных уличных автоматов. По данным национального бюро, даже в Интернете не меньше 37% жителей бедной Республики зарегистрированы на сайтах азартной тематики. Летом 2014 года началась активная работа в парламенте по составлению нового закона, предусматривающего ограничение времени работы и вынесение игорных заведений за черту населенных пунктов.

Наиболее сложным является вопрос регулирования деятельности азартных предприятий в Интернете. Сетевые ресурсы можно полностью блокировать, как это делается в Азербайджане и практически повсеместно в России. С другой стороны, при ведении ими легальной деятельности могут возникать проблемы с пополнением налогового бюджета реальными доходами, а не частичными, с уводом части прибыли «в тень».

share
print