Истории

Аквабусы в Петербурге: аттракцион или транспорт

Через две недели после начала навигации Комитет по транспорту скорректировал расписание аквабусов: интервал в движении увеличен с 15 до 21-49 минут. Водное такси, как транспортное, а не прогулочное средство, теперь не больше, чем иллюзия. «МР» выяснил, зачем Смольный финансирует аквабусы.

Аквабусы стали частью городского пейзажа в 2009 году и позиционировались как новый вид общественного транспорта, альтернатива наземному. Четыре ветки водного такси связали центр с Невским, Приморским, Василеостровским, Петроградским районами и Кронштадтом. Но поездки на аквабусах так и не вошли в привычку: несмотря на льготы для детей и пенсионеров и скидки для владельцев «Подорожников», стоимость проезда оставалась весьма высокой и гораздо выше, чем в метро или даже в маршрутке.

Никто особо не разбирался, почему проект оказался невостребованным. Хотя в той же Венеции водные трамвайчики ходят по десятку линий с интервалом в пару минут по строгому расписанию и не собираются закрываться. Правда, это весьма вместительные плавсредства, а не наши катера на 10-15 человек.

Аквабусный проект едва не похоронили в 2012 году, но все же сохранили «для виду» одну линию – объединенную Приморскую и Центральную от Старой Деревни через площадь Ленина до Университетской набережной. При этом цены на проезд в этом году выросли до 100 рублей за зону, никаких льгот для местных жителей (по «Подорожникам») нет. А теперь еще и интервалы увеличены: в будни до 49 минут, в выходные — в зависимости от пассажиропотока.

Очевидно, что при таких ценах, ямах в расписании и скудной линейности маршрута аквабусы вряд ли привлекут горожан: красиво, но каждый день так на работу — с работы не наездишься. Если только погулять по воде с детьми или гостями: аквабус все же дешевле теплоходов «по рекам и каналам». И тем не менее, городской бюджет исправно компенсирует перевозчикам затраты на перевозку пассажиров именно в будние дни — это 15 млн рублей. Из казны оплачиваются и расходы на содержание инфраструктуры (монтаж/демонтаж, охрана и уборка причалов) — еще 5 млн рублей.

«МР» поинтересовался в Комитете по транспорту, изучался ли пассажиропоток: пользуются ли аквабусами туристы, какие именно — иностранцы, с детьми и т.д.; сколько местных жителей, использующих аквабус как транспорт по маршруту дом-работа-дом, сколько для прогулок?

Оказалось, что в прошлом году в рамках научно-исследовательской работы «Анализ рынка пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в Санкт-Петербурге и разработка перспективных направлений его развития» изучались все нюансы работы аквабусов от пиковых часов и дней спроса до востребованности конкретных остановок. Наибольшее количество пассажиров пользуются аквабусами в выходные дни (40%): по субботам — 23%, по воскресеньям – 17%. В будни, в зависимости от дня недели, доля перевезенных пассажиров колеблется от 11% до 19%, а наибольшим спросом аквабусы пользуются с 11:00 до 12:00, с 13:00 до 14:00 и с 17:00 до 18:00. 

«По данным исследования можно говорить о высоком уровне использования маршрута для культурно-бытовых целей, в том числе как альтернативы экскурсионно-прогулочным маршрутам — не только туристами, но и петербуржцами. Тем не менее, аквабус является имиджевым проектом для города, расположенного на сети рек и каналов», — прокомментировала пресс-секретарь Комитета по транспорту Ольга Гнездилова.

Для поддержания имиджа города на реках и каналах Смольный не намерен сворачивать субсидирование водного транспорта. Более того, разработана Концепция по развитию маршрутов водного транспорта в СПб, которая предусматривает, в том числе, и развитие аквабусной сети.

«Подготовлены варианты маршрутов аквабуса в навигацию 2016 года, — сообщила «МР» Ольга Гнездилова. — При наличии финансирования (на обслуживание причальной инфраструктуры и субсидии перевозчикам) предлагается организовать четыре маршрута: Приморская линия (существующая), СПб — Кронштадт, Крестовская линия (от Парка 300-летия до метро «Крестовский остров» (по сути, это небольшая переправа с одного берега, где много новых жилых кварталов, на другой берег, где есть метро). Кроме того, Невская линия от станции метро «Рыбацкое» по Неве до Арсенальной набережной. В этом году будет проработан предполагаемый маршрут, чтобы учесть потребность в перевозке жителей с одного густонаселенного берега к остановкам, где есть метро или другие виды общественного транспорта».

В качестве перспективных аквабусных маршрутов рассматриваются варианты организации судоходства на Обводном канале, Смоленке и Екатерингофке, но освоение этих водных пространств требует значительных вложений: сейчас эти реки и канал не судоходны.

«В первую очередь необходимо промерить глубины (эти работы запланированы на навигацию 2015 года), после чего будет понятно, есть ли потребность в работах по дноуглублению и дноочищению (в каком объеме, сколько это будет стоить). Возможно, в некоторых местах потребуется укрепление берегов, организация прохода к остановочным пунктам и их благоустройство. Это комплекс работ, требующий значительных финансовых и временных вложений. После промеров глубин будет понятна текущая ситуация для принятия решения по организации перспективных маршрутов», — пояснила Ольга Гнездилова.

Очевидно, что популярность этих маршрутов будет зависеть от стоимости и регулярности перевозок.
 

share
print