Истории

Следователям не хватило звезд

Неделю назад в Красногвардейском районном суде состоялось первое слушание по нашумевшему уголовному делу о хищениях при организации районных праздников, возбужденному правоохранительными органами в марте прошлого года. Те, кто еще помнит, как многообещающе начиналась год назад целая серия так называемых праздничных уголовных дел, в ходе которых сотрудники Следственного Управления ГУ МВД по СЗФО проводили обыски в комитете по культуре Петербурга и офисах целого ряда компаний, будут разочарованы.

В обозримой перспективе в зале суда не удастся увидеть  ни прежнего руководителя комитета Дмитрия Месхиева, ни художника-постановщика Виктора Крамера – руководителя компании «Крамер и КО продакшн», ни руководителей и учредителей еще целого ряда известных структур, среди которых фонд«Милосердие белых ночей», ООО «Театральный дом», фонд«Царскосельский карнавал». К ним у правоохранительных органов, судя по всему, не осталось никаких вопросов. На скамье подсудимых оказались петербургские бизнесмены Никита Абрамидзе и Владимир Авраамов, которые по версии следствия выиграли ряд конкурсов на проведение праздников районного уровня и вывели через фирмы-однодневки в общей сложности порядка 6 млн. рублей.

Дело о районных праздниках, изначально выглядевшее в лучшем случае один, далеко не самый значимый эпизод —  фактически побочный продукт, расследования хищений на десятки миллионов рублей при проведении таких знаковых мероприятий как День города,  Новый год, День ВМФ и других, в итоге может остаться единственным успехом правоохранительных органов. Причем успех этот видится весьма сомнительным, так как фабула предъявленного бизнесменам обвинения балансирует на грани абсурда.  

Согласно материалам дела, следователи нашли расхождения между платежными документами и сданными в районные администрации отчетами, на основании чего сделали смелый и далеко идущий вывод: приглашенные артисты, среди которых группа «Мумий Тролль», Александр Розенбаум, Юрий Лоза и множество менее именитых исполнителей на районных праздниках развлекали жителей бесплатно. А выделенные из бюджета деньги были обналичены организаторами концертов  через сеть подставных компании и похищены. По странному совпадению многие опрошенные в ходе следствия «звезды» и их представители обнаружили провалы в памяти именно по вопросу оплаты выступлений. Другие назвали суммы гонораров меньшие, чем те, что указанные в отчете и это, пожалуй, единственное, что как-то подкрепляет доводы следствия.

В остальном, как указывают представители защиты, обвинение базируется на передергивании фактов и откровенных домыслах. Например, фигурирующие в деле «фирмы-однодневки» имеют многолетнюю историю участия в конкурсах и немалое число исполненных госконтрактов. Впрочем, самое главное, по словам адвокатов, то, что все контракты были исполнены в полном соответствии с техническим заданием: праздники проведены, артисты выступили, у администраций никаких претензий нет.

Как признают участники рынка, указанные в отчетах цены на привлечение артистов выглядят правдоподобно. Нюанс в том, что исполнители предпочитают получать большую часть гонорара наличными, чтобы избежать налогообложения, чем, скорее всего, и объясняются как расхождения в отчетах, так и нежелание «звезд» комментировать скользкую для них тему. Кроме того, адвокаты обращают внимание, что помимо выплаты гонорара организаторы несут и другие затраты при приглашении артистов, оплачивая перелеты, гостиницы, рестораны, аренду авто – ведь никто из приглашенных «звезд» не согласится жить в сарае. Но это обстоятельство следствием не принято во внимание.   

Парадокс, но в рамках уголовных дел, связанных с комитетом по культуре речь без всяких натяжек шла о подтвержденном ущербе в десятки миллионов рублей, переведенных по липовым документам в качестве платы за несуществующие работы и услуги. Тем не менее, никто из фигурантов не был даже задержан, и видимо уже не будет. Обвиняемые по делу о районных праздниках год содержаться в СИЗО и, несмотря на скудность доказательной базы, могут получить реальные сроки. Такую избирательность следователей можно объяснить разными причинами. Среди участников рынка кто-то подозревает в происходящем финансовые мотивы и заказ со стороны конкурентов, а кто-то считает, что правоохранительные органы пытаются отчитаться для галочки, поскольку развить уголовное дело о коррупции в комитете по культуре следователям банально не хватило звезд на погонах. 

share
print