Истории

Конкурс Образцовой: Сходить в Эрмитаж и петь не ноты, а музыку

3 июля в Малом зале Петербургской филармонии стартует VI Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой с участием 200 детей из 12 стран мира. «МР» поговорил с организаторами конкурса – директором Культурного центра Елены Образцовой Ириной Черновой и директором Фонда Елены Образцовой Натальей Игнатенко — о секретах оперного искусства.

«МР»: Очень большое представительство на конкурсе в этом году – почти 200 участников. Не падает интерес к профессии певца?

Наталья Игнатенко: Да, интерес не только не падает, но даже растет. В прошлом в конкурсе принимали участие 156 детей, в этом году — 196. Интерес к профессии певца во многом поддерживается и телевидением – такими передачами как «Голос. Дети» на Первом канале, «Синяя птица» на телеканале «Россия-1». Родители хотят видеть своих детей большими артистами. Но профессия певца — это не только сцена, свет рамп и успех, это, прежде всего, труд и терпение, это самопожертвование, это взлеты и падения. Кроме того, в этой сфере очень большая конкуренция. Далеко не всем дано выдержать все эти трудности.

Елена Образцова — великая оперная певица, и вдруг – детский конкурс…

Ирина Чернова: С идеей проведения детского конкурса обратилась к ней я. Это было в ноябре 2005 года. А первый конкурс состоялся уже в июне 2006-го. Она сразу живо откликнулась, понимая, что талантливых детей надо растить и готовить к взрослой оперной жизни. Сама Елена Васильевна все время вспоминала  и рассказывала о том дне, когда мама привела ее во Дворец пионеров, в хор Марии Федоровны Заринской, ей было тогда 6 лет.

Какие-то рекомендации Елена Васильевна давала юным певцам перед конкурсом?

Ирина Чернова: Елена Васильевна всегда говорила, чтобы ребята перед конкурсом отдохнули, выспались. Она считала, что надо обязательно ходить в музеи, вот в Петербурге в  Русский музей, Эрмитаж, смотреть картины, настраиваться, чтобы дети пели не ноты, а музыку. Она и сама часто ходила в музеи. В молодости, когда готовила новые  партии, она ходила смотреть на картины той культуры и той эпохи, оперу которой пела. Много читала и много слушала музыки, о чем все время говорила своим «дружочкам, деткам», так называла наших юных вокалистов.

Какие требования она предъявляла к внешности?

Ирина Чернова: Она была очень требовательна к внешнему виду. Считала, что дети должны соответствовать своему возрасту, выглядеть естественно, а в то же время быть одеты со вкусом. Она обладала высокой внутренней культурой, по отношению к своей внешности она тоже ставила высокую планку. Елена Васильевна считала, что публичный человек, который часто выходит на сцену, должен следить за своей внешностью. Не стеснялась говорить о том, что делала пластические операции, чтобы всегда оставаться привлекательной и молодой. Периодически садилась на диету, это было достаточно модно, а она всегда старалась следить за веяниями моды. Елена Васильевна  следила за своим весом, старалась не есть лишнего, но в то же время в день выступления обязательно днем съедала кусок телятины. Она очень ее любила.

Говорят, что большой вес помогает певцам…

Ирина Чернова: Наверное, бывали такие случаи, когда певцы резко худели и теряли силу голоса. Но вообще это миф. Сейчас много молодых первоклассных певиц, которые стройны, но при этом обладают силой и красотой голоса – это Анна Нетребко, Натали Дессей, Ольга Перетятько,  да и многие певицы старшего поколения – Рената Скотто, Илеана Котрубас, Тереса Берганса – были необычайно стройны. Подруга Елены Васильевны, Тамара Синявская всегда в превосходной форме.

В вокале важно уметь запоминать большие фрагменты текста. Что нужно делать, чтобы лучше запоминать текст, чтобы была лучше память?

Ирина Чернова: Елена Васильевна везде развешивала слова своих партий. Они были развешаны везде у нее дома, если были трудные партии в плане запоминания текста, то она приносила мини-шпаргалки, расклеивала их в самых удобных местах в своем реквизите. Если текст на иностранном языке, например, на французском, в операх Бизе или Сен-Санса, то она говорила, что и думала по-французски.

В современной опере принято петь на языке оригинала. А дети на конкурсе поют на каком языке?

Ирина Чернова: До третьей группы мы рекомендуемпеть на русском языке. Третья группа, а это возраст от 15 до 17 лет, поет сочинения на языке оригинала, это группа, в которой большинство участников готовится к поступлению в колледж или консерваторию. Конечно, неплохо иметь коуча по иностранным языкам, который будет тебя поправлять, контролировать произношение. Если такой возможности нет, но надо слушать больше музыки на оригинальных языках в исполнении выдающихся музыкантов. Если ребенок талантлив, если у него хороший слух, то он способен воспринять по записям и скопировать верное произношение.

На вашем конкурсе детям присуждают денежные премии. Правильно ли это — с раннего возраста приучать детей к деньгам?

Ирина Чернова: Елена Васильевна сразу сказала, что мы не будем обходиться куклами и игрушками. Она считала, что любой профессиональный артист, а дети, несмотря на свой юный возраст, тоже без пяти минут профессиональные артисты, должны получать денежное вознаграждение, своего рода стипендию. Она говорила, пусть это будет их первый гонорар, у детей будет стимул добиваться лучших результатов и побеждать. На нашем конкурсе, кроме трех премий в трех возрастных группах и одного Гран-при, есть другие премии, которые учреждены разными организациями. Например, Петербургский Дом музыки и Сергей Ролдугин на каждом конкурсе учреждают премию «Интонация», это тоже денежная премия, кроме того, ее обладатель сможет принять участие в концертных программах Дома музыки. Есть призы от Законодательного Собрания Петербурга, Клуба Друзей Русского музея, роскошные призы от шоколадных партнеров, представительства Ямало-Ненецкого округа, от петербургского художника Тумана Жумабаева. Для наших участников откроют свои двери петербургские музеи: в течение трех дней ребята смогут посетить Русский музей, Эрмитаж и Парламентскую резиденцию Петербурга. Уже на регистрации ребята получат эксклюзивные карамельные подарки от Олега Караваева, а на жеребьевке, как всегда, детей ожидают сюрпризы.

В день рождения Елены Образцовой 7 июля будет показан документальный фильм. Где и когда он был снят?

Наталья Игнатенко: Материал этого фильма был снят в конце 1990-х годов компанией «Мирис» по инициативе самой Елены Васильевны. Были организованы семь вечеров в Союзе концертных деятелей России, театре на Моховой и в Музыкальной школе им. Рахманинова, на которых Елена Васильевна рассказывала о своих любимых ролях, о том, как она работала над ними – это роли Кармен, Амнерис, Азучены, другие, которые она исполняла. Слушателями были молодые солисты Мариинского театра, таким образом она давала своеобразный мастер-класс молодым певцам. Эти вечера были записаны, но с того времени материал лежал и ждал своего часа. Фонд Елены Образцовой выкупил авторские права на эти фильмы, по заказу Фонда фильмы смонтированы и подготовлены к показу для широкой публики. Так что в день рождения Елены Васильевны будет преподнесен подарок всем петербуржцам – состоится мировая премьера одного из этих фильмов. Режиссер фильмов – Виктор Бочаров. Кстати, вход на все мероприятия конкурса свободны, и все, кого вместит Малый зал филармонии, смогут их посетить совершенно бесплатно.

share
print