Истории

Движение к беспредметности Кандинского

Два шедевра авангардного искусства — две «Ккомпозиции» Василия Кадинского из фондов Эрмитажа и Третьяковки, диалог абстрактного и реального — впервые вместе в одной экспозиции к 150-летию выдающегося русского художника. «МР» пообщался с кураторами выставки.

 

_Георгий Вилинбахов

Георгий Вилинбахов, зам гендиректора Эрмитажа по научной работе:

«Это выставка в большой степени необычна. Мы сделали ее вместе с нашими друзьями и коллегами из Третьяковской галереи. Главная особенность — мы вместе показываем композиции № 6 и 7, такого раньше не было. Увидеть эти произведения вместе — это совершенно особое ощущение.

150-летие Кандинского будет широко отмечаться, будет большая выставка в Русском музее. Но мы рассматриваем нашу выставку как наш вклад, наш долг, наше вложение в память великого русского художника.

Открытие выставки Кандинского именно сейчас и здесь в залах Главного штаба для нас своеобразный, не скажу, эксперимент, своеобразный диалог с выставкой «Реализмы», открытой в соседних залах. У людей, которые не воспринимают абстрактное искусство, есть возможность посмотреть на выставку «Реализмы», а потом прийти сюда и посмотреть на работы Кандинского, подумать, сравнить, попытаться понять, что он хотел своими работами сказать.

Говорить о картинах Кандинского не хочется, также как не хочется говорить о музыке. Абстрактную живопись нужно слушать, ощущать, фантазировать. И у каждого будут свои ассоциации, свои мысли и чувства».

_Михаил Дединкин

Михаил Дединкин, заместитель зав. отделом западноевропейского искусства
Эрмитажа
.

«Кандинский создал много того, с чем в последствии мы сталкиваемся. Что значит концептуальное искусство? Это искусство, которое требует разговора вокруг. Оно не ограничивается рамками холста. Кандинский впервые ввел в живопись текст, который комментирует и разъясняет; текст, который делает сам художник, который помогает правильно воспринимать образ и развитие этого образа. Такой текст впервые был написан Кандинским именно к композиции №6, опубликован одновременно с демонстрацией, выставкой в Берлине. Это тоже было началом нового в искусстве XX века. Когда художник выступает еще и как создатель параллельного текста, без которого невозможно правильное восприятие картины. Это особенность абстрактного искусства. Его можно воспринимать на уровне собственных представлений и фантазий, а есть внутренний контекст, заложенный автором.

На этой выставке у нас есть возможность проследить на картинах Кандинского из наших фондов, очень хороших, может быть, лучших примерах, процесс создания абстрактного искусства, от глубоко пережитых, экспрессивных, но еще вполне реалистичных пейзажей, до полностью теряющего связь с портретностью, реальностью предвоенного творчества.

Кроме того, в экспозиции представлены две композиции Кандинского, напротив друг друга, чтобы увидеть динамику развития сюжета, связанного с апокалипсисом, крушением мира, которое воспринимается в двух разных ипостасях. Одна ипостась — это более трагическая наша композиция, и развитие этой же темы в более поздней композиции из Третьяковки. Их разделяет всего 6 месяцев, но это уже не только крах, но и возрождение, создание из этого хаоса нового мира. Интересно, что обе композиции написаны в 1913 году, в канун Первой мировой войны».

Выставка проходит в Главном штабе до 14 августа.
Фото: hermitagemuseum.org.


 

share
print