Истории

Другая жизнь

Вечером соседи собираются на настоящем резном крыльце, все знают друг друга в лицо

 «Лет тринадцать назад у нас клад нашли. Два кувшина, наполненных царскими монетами», – вспоминает Андрей Деркач, который живет в одном из самых старых домов Петербурга. Здесь находят старинные клады, сюда приезжают снимать кино иностранцы, а коммунальные службы пишут, что здание аварийное, непригодно для жилья и подлежит сносу. А жители все равно не хотят его покидать. Говорят, что такого дома, как этот, на Обводном канале, рядом с Варшавским вокзалом, больше не найдешь.

Деревянное двухэтажное здание выглядит немного обветшалым, но крепким. Его построили в конце XIX века. Правда, с точной датой постройки вышла небольшая путаница. Одни жильцы уверяют, что это было в 1875 году, другие называют 1882 год.

Семьи

Практически все они представители четырех семей – живут здесь с самого рождения, по тридцать-сорок лет. Их родителям и дедам, тогда железнодорожникам, жилье предоставила железная дорога. И десятилетия назад, и сейчас здание считается ведомственным и официально принадлежит ОЖД. Жители говорят, что здесь жизнь совсем другая, чем в панельных и блочных домах. Вечером соседи собираются на настоящем резном крыльце, все знают друг друга в лицо. «Я родился и вырос здесь, – говорит Андрей Деркач. – Хотя нет, родился я на Васильевском, в роддоме на Большом проспекте. Но с тех пор только тут и живу. Больше сорока лет».

Отсутствие горячей воды и обшарпанные стены, – это ерунда, считают жители. Главное, что они живут в доме с историей. О том, что здесь было раньше, им рассказали родители, которым, в свою очередь, это рассказали их родные. Марина и ее мама живут в деревянном доме на Обводном всю жизнь. От мамы Марина узнала, что раньше, до революции, здесь жили попы. Андрею Деркачу родители рассказали о таинственном подземном ходе, который соединял стоящую неподалеку церковь и одну из квартир на первом этаже. Подземный ход засыпали несколько десятилетий назад, но каждый житель точно покажет место, где он проходил. Для них все события с конца позапрошлого века не просто история, а неотъемлемая часть и их жизни.

Сокровища

Клады – это отдельная история. Местные жители говорят, что в детстве каждый из них старательно исследовал все закутки дома, начиная с подвала и заканчивая чердаком. Но ничего стоящего не нашли. Гораздо более удачливыми оказались рабочие, которые в девяностых меняли во дворе трубы. «Представляете, они все государству отдали, – Андрей Деркач до сих пор нервничает, когда вспоминает этот случай. – Дураки».

Кино

Каждый год в дом на Обводном приезжают режиссеры и актеры. Они прекрасно знают о чудом сохранившемся деревянном здании в центре Петербурга и регулярно снимают там историческое кино. «Вот это фильм «Срочный фрахт», – показывает Марина фотографии с людьми в старинных костюмах и повозками, запряженными лошадьми. – Еще у нас снимали фильм «Исповедь незнакомки». В каком-то из них мою маму даже пригасили сняться. Она согласилась». Марина уже достала диски с фильмами и на днях собирается их посмотреть – надеется увидеть на экране маму.

Неизвестность

Особенных претензий к зданию, построенному в позапрошлом веке, у людей нет. Они рассказывают, что даже в сорокоградусные морозы здесь необычайно тепло. В отличие от жителей «хрущевок» и «брежневок» они никогда не заклеивают на зиму окна – дерево прекрасно держит тепло. Единственное, что пугает людей, это неизвестность. По всем документам их дом аварийный, причем уже больше тридцати лет. Формально в нем жить нельзя. Но и переселять их никто не спешит. Делать серьезный ремонт они боятся. «Дали бы нам гарантию, что хотя бы лет десять нас отсюда не выселят, мы бы здесь такое сделали», – мечтает Марина.

share
print