Истории

Good night, малыши

Почему на телевидении почти нет новых отечественных мультфильмов?

Режиссер-аниматор Юлия Симакова сейчас вынуждена отложить работу над своим мультфильмом «Дети медведя», который начала делать прошлым летом.

«Полгода фильм лежит на полке, всем нравится, но денег никто не дает. Есть много новых идей, но кто может быть заинтересован в их воплощении – непонятно» - написала Юлия на сайте «Вконтакте», где в группе аниматоров обратилась с просьбой найти инвестора для окончания мультика.

В похожем положении находятся многие российские мультипликаторы.

Новинки - на полку

Мультипликационные герои современных детей вызывают ощущение дежавю. В списке любимых персонажей с отечественной пропиской – Смешарики, Лунтик, Кот Леопольд, Чебурашка, Карлсон. Кроме первых двух, все остальные – «пенсионеры».

Несмотря на то, что мультфильмы создаются ежедневно, появления на нашем телевидении достойной замены Винни-Пуху ждать не стоит.

«Можно сказать, что мы сидим на мешке с золотом и не знаем, что с ним делать» - говорит Виктор Семенюк, профессор Петербургского университета кино и телевидения. Золотом он называет мультики, которые создают его студенты.

По словам профессора, талантливых аниматоров сегодня немало, их картины занимают призовые места на международных конкурсах. Но награды не делают творчество популярным. Телевидение не покупает мультфильмы, считая, что этот жанр не для широкой аудитории.

«А сами мы не имеем права ставить производство мультфильмов на поток или продавать их», - говорит Семенюк. Как государственное учреждение, университет не должен заниматься коммерцией.

Свою продукцию студенты и преподаватели могут лишь отдать какому-нибудь каналу бесплатно. Пойти на такое бескорыстие университет пока не готов.

   

Цена вопроса

Мультфильм длинной в 7-10 минут обойдется телевидению в 2 миллиона рублей, за эти же деньги можно сделать несколько серий «мыльной оперы»

Сериалы выгоднее

По словам Анастасии Касьяниковой, пресс-секретаря телеканала «Россия», у телеканалов - узкая специализация, и выбор картин строго связан с эфирной сеткой. В отделе закупок главного государственного канала нет специалиста, который занимался бы покупкой мультфильмов.

«У нас строгая сетка: несколько сериалов, новости. Мультфильмы транслируются утром и вечером, по нескольку минут. Просто купить мультик, даже шедевр, и поставить его в прайм-тайм мы не можем – аудитория мультфильма слишком узкая», - говорит Касьяникова.

Телевидение – это конвейер, здесь постоянно требуется что-то новое и незатратное. Сейчас предпочтение отдается сериалам.

«Это, конечно, прибыльный, но скоропортящийся продукт. Кто будет через пять лет смотреть «Папиных дочек»? Зато сейчас их смотрят все», - говорит Анатолий Прохоров, художественный руководитель «Мармеладмедиа», студии, которая придумала "Смешариков".

Никто никого не колотит

Существуют специальные каналы для детей - к примеру, «Бибигон» и «Теленяня». Но и там новинки отечественной мультипликации (кроме «Смешариков») не появляются.

«На самом деле проблема не в авторах, а в головах тех, кто покупает мультфильмы, - говорит Ирина Евтеева, режиссер-аниматор, призер Венецианского кинофестиваля. - Мы часто слышим отказы по таким причинам: «это не смешно, не динамично, в кадре никто никого не колотит»».

«Интерес к нашим работам абстрактный, финансировать их не хотят», - говорит Сергей Камелов, режиссер мультипликационной студии «Эскиз».

Несколько серий своего мультфильма «Лес наш дом» студия недавно продала каналу «ЛОТ» и считает это большим достижением. Поскольку заказов нет, аниматоры занимаются авторскими работами для фестивалей, а они массовому зрителю и телевидению еще менее интересны.

Скорее исключения

В нашей современной мультипликации есть и истории успеха. Прежде всего, это «Смешарики» и «Лунтик». Последний сделан по заказу ВГТРК «Россия», специально для программы «Спокойной ночи, малыши!».

Что касается «Смешариков», аниматоры других студий уверены, что своим успехом Бараш и Нюша обязаны в первую очередь хорошему менеджменту.

«Для мультфильмов это чрезвычайно важно», - говорит Сергей Камелов, режиссер-аниматор студии «Эскиз».

Другие достижения отечественных аниматоров находятся в области полнометражного кино. Но новинки мультипликации – такие, как «Алеша Попович и Тугарин змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» - не идут на телевидении, потому что там не могут позволить себе роскошь отдать час эфира в прайм-тайм на мультфильм. А ставить дорогую картину в другое время – бессмысленно.

Герои придут с запада

Анатолий Прохоров называет еще одну причину, по которой отечественные мультики вытеснены из эфира: за последние 15 лет российская анимация сильно отстала от зарубежной.

«У нас в год снимают десятки часов мультфильмов, на западе – тысячи», - говорит Прохоров. Поэтому, когда каналу нужны мультики, предпочтение отдается зарубежной анимации – выбор больше (а зачастую продукция профессиональнее и дешевле).

«Мы только начинаем осваивать новые технологии, и ориентируемся на запад, - говорит Сергей Камелов, - Увы, свою школу анимации мы растеряли».

   

За 60 лет «Союзмультфильм» сделал около 1500 картин, выпуская по 300-400 экранных часов в год.

Сейчас российские аниматоры делают около 20-ти часов ежегодно. Телеканалу, который транслирует мультики каждый день, этого количества хватит лишь на 40 дней.

 

share
print