Истории

Петербург захватят куклы и фрики

17 самых необычных кукольников из 10 стран мира покажут спектакли для детей и взрослых на 10 площадках III Международного фестиваля театров кукол «БТК-ФЕСТ. Freak Case». «МР» выяснил, как связаны куклы и фрики.

_Анна Брашинская

Анна Иванова-Брашинская, арт-директор БТК-Фест:

Каждый БТК-Фест предлагает зрителю новый ракурс на театр кукол. Сейчас — это Freak case. Все кукольники — это фрики. Они могут притащить на сцену в качестве персонажа абсолютно все, что им угодно – от спички до экскаватора, – очевидно, что руководствуются они при этом совсем не здравым смыслом, а, напротив, ничем не скованным воображением. Их отличает умение видеть в окружающих вещах то, чего на самом деле там нет. Более того, они помогают зрителю увидеть в знакомом то, чего раньше он там никогда не замечал. Это прекрасная, жизнеутверждающая и абсолютно невероятная способность. Все спектакли фестивальной программы объединяет стремление авторов выйти за пределы умопостижимого и исследовать территории сверхъестественного — будь то повороты сюжета, формальные приемы или принципы игры актера.

_Матиа

Матиа Сольце, режиссер, Словения:

Каждый спектакль имеет определенный язык. Для меня человеческое тело, марионетка и предмет, например, газета – это три разных медиума, через которые я могу выразить ту или иную тему. Исследуя тему манипуляции, я использую кости (спектакль «Счастливые кости»). Мы состоим из костей, которыми можно управлять, как деревянными частями тела марионетки. Если я хочу выразить тему хрупкости индивидуальности (спектакль «KAR» по мотивам «Анны Карениной»), я беру стеклянные предметы, которые могут разбиться на сцене во время спектакля. Каждая постановка – это исследование определенного материала и его возможностей: пластических, акустических, выразительных. Я никогда не планирую, как именно и в каком направлении будет развиваться мой следующий спектакль. Обычно исхожу из специфики того места, в котором живу и работаю в данный момент времени. Я хожу по магазинам, наблюдаю за людьми, читаю газеты… Я выбираю концепцию живого театра, который превращает профессию в социальный и даже политический акт. Хотим мы того или нет, театр – это акт протеста. Театр существует вовсе не для удовольствия или оправдания чьих-то ожиданий, а для прямо противоположного. Театр, в особенности кукольный, существует, чтобы мы наслаждались возможностью мыслить и созерцать, тем самым противодействуя институционализации жизни. Попытка поставить текст Толстого, как он написан, была бы абсурдом. Театр должен создавать разные уровни реальности, для чего театр кукол, собственно, и существует. В моих спектаклях это означает множественность возможных интерпретаций темы и сопутствующие этому замешательства. Мне нравится сама идея приведения зрителя в замешательство.

БТК-Фест пройдет с 26 сентября по 1 октября. В программе также мастер-классы и лекции, инсталляции и концерты, а апофеозом фестиваля станет бал фриков. Расписание — btkfest.ru.

_Стойкий оловянный солдатик

_Флиппер, последний дельфин

_Толстая тетрадь

_Билли Фог

share
print