Истории

Я благодарна Фабру за шок

Около двух недель понадобилось умеющей по самым разным поводам оскорбляться общественности, чтобы разглядеть в Эрмитаже выставку знаменитого бельгийца Яна Фабра и, как всегда, оскорбиться, да так, что начали собирать подписи, чтобы эрмитажную выставку немедленно закрыли, собирать митинг с хэштегом#позорэрмитажу  и даже выступать за немедленное увольнение директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Про невежество

 

Сам Пиотровский уже не раз в связи с нападками неискушенной публики на современное искусство говорил, что «вкусы толпы не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром».

 

Ян Фабр на выставке «Рыцарь красоты. Воин отчаяния» в своих инсталляциях  ведет диалог с классическим искусством и задает весьма неудобные вопросы. Причем самые неудобные – как раз в Главном штабе, где и расположились две инсталляции, столь возмутившие зоозащитников и защитников нравственности и морали. Именно там – «карнавал» мертвых животных – собак и котов. Бездомные, брошенные, убитые отнюдь не Фабром, а подобранные им на дорогах уже погибшими, они взывают к милосердию – к жалости к каждому живому существу и к защите.  Вот о чем говорит Фабр.

 

Эрмитаж, разместивший эту инсталляцию, вполне умеет быть милосердным – его подвалы дали защиту полусотне бездомных котов. Под старыми сводами идет жизнь, обычно скрытая от посторонних глаз и демонстрируемая лишь раз в году на День эрмитажного кота, объявленного официальным праздником музея. А так, для сведения – в подвалах по чистым дорожкам в темноте движутся быстрые коты, в тиши сидят они на теплых трубах, там же есть небольшой отсек, где живут старые и больные коты и кошки.

 

Их лечат, их кормят, их берегут. Два года назад, когда в Эрмитаж пришла знаменитая на весь мир Манифеста – праздник современного искусства – именно  Главном штабе была развернута экспозиция, посвященная эрмитажным котам и их обиталищу – музейным подвалам.

 

Анна Кондратьева, врач эрмитажных котов, спасшая тысячи жизней бессловесных существ – котов, собак, птиц, хомяков, лошадей и даже крокодилов, которые точно так же как и мы, испытывают боль, холод и голод и нуждаются в защите, высказала свое мнение на страничке в соцсети по поводу возмущающейся и проклинающей Фабра и Эрмитаж общественности. С разрешения Анны мы приводим ее текст полностью: «Последние недели мне задают одни и те же вопросы, просят подписать петиции и организовать митинг #позорэрмитажу.

 

Я не являюсь сотрудником Эрмитажа и хочу выразить личное субъективное мнение.

Итак, мой личный FAQ про выставку Яна Фабра в Государственном Эрмитаже. Искусство не обязано быть красивым и дарить сугубо положительные эмоции. Оно должно давать почву для размышлений, а музеи - площадку для дискуссий.

Во время посещения выставки у меня случился настоящий диалог с автором. Безусловно, "Рыцарь отчаяния" не оставил меня равнодушной, вызвал шквал переживаний. Выставка очень созвучна с моими размышлениями о природе жестокости.  Это тот случай, когда нельзя выстраивать суждения, основываясь на "картинках с выставки" .

Да, эта выставка шокирует. Но именно в этом её ценность!

 

Фабр как раз поднимает тему жестокости, столь актуальную сейчас, рассуждает о его истоках.

 

Для чего чучела и скелеты в Эрмитаже?

 

А для того, чтобы показать добреньким и впечатлительным зрителям о тех тысячах и тысячах брошенных животных, погибших под колесами, принесённых на усыпление. Фабр как бы достаёт скелеты из шкафов и предъявляет их публике.

Имхо, шубы и меховые горжетки на плечах модниц гораздо менее уместны, нежели чучела в залах Эрмитажа.

Выставка произвела на меня колоссальное впечатление. Шок. Подобный тому, что я испытала в далекие студенческие годы, снизу вверх рассматривая гору трупов в крематории ветеринарной станции. Большинство тех умерщвлённых животных привели туда добрые люди, заботливые владельцы, которые не могли смотреть, как болеет и стареет их питомец. Они были гуманны и усыпили его.

По сей день ношу то чувство в сердце. Оно не стирается, напротив, обостряется с каждым днем.

 

Я благодарна Фабру, что он дал возможность людям испытать это переживание, этот шок. По крайней мере тем, кто имеет мужество задуматься.

И я восхищаюсь смелостью Эрмитажа».

 

Для тех, кому интересно

 

К вопросу о детях и их неокрепшей психике: на выставке везде политкорректно расставлены знаки "16+".

 

Кстати, обратите внимание на обширную образовательную программу #hermitage20_21, сопровождающую выставку. Dimitri Ozerkov, куратор выставки, сделал все возможное и невозможное, чтобы донести идею автора.

 

А вот ответ музея на наиболее часто задваемые вопросы по поводу чучел кошек и собак на выставке:

 

Обращаюсь ко всем службам Государственного Эрмитажа! Как зоозащитник и волонтер я считаю недопустимым для выставления напоказ всем возрастным категориям и губительным для детской психики чучело собаки на крюках! Выставка Яна Фабра – это бескультурье. Особенно это безнравственно в свете огромного отклика на случаи живодерства в Хабаровске. Пожалуйста, уберите из экспозиции чучела животных!


 - Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть.

 

«Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мертвый пес в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака».

 

Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания.

 

Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним.

 

Зачастую мы любим не животных, а свою любовь к ним. Называя их нашими меньшими братьями, мы часто не понимаем, насколько жестоко относимся к ним. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Против этого выступает Ян Фабр. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества – в укор человеческой жестокости.

share
print