Истории

Русский RIP-баттл

Событие 2017 года — баттл между Oxxxymiron (Мироном Федоровым) и Гнойным (Вячеславом Машновым) побил по просмотрам едва ли не все существующие рекорды популярности в Рунете. На данным момент ролик посмотрели более 27 млн интернет-пользователей. О противостоянии двух российских рэперов писали федеральные СМИ, рассказывали по Первому каналу. Популярность явления породила моду среди медийных персонажей, далеких от рэп-тусовки, вызывать друг друга на баттлы.

Так, рок-музыкант Сергей Шнуров вызвал на площадку Versus телеведущего Владимира Познера, видеоблогер Николай Соболев — актера Сергея Дружко и так далее. Провожая 2017 год, мы попытались проанализировать причину всплеска популярности рэп-баттлов в России.

В нынешнем виде рэп-баттлы зародились в начале 1980-х в черных кварталах Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Составляющие основу баттлов взаимные оскорбления — часть культуры доминирования. Для многих состоявших в уличных бандах афроамеркианских рэп-музыкантов подобные стихотворные поединки стали ненасильственной формой выяснения отношений.

Срабатывал защитный механизм культуры — она укрощала агрессию улиц.

В русском рэп-баттле конфронтация по большей части раздута. Его главные герои далеки от криминального мира в отличие от родоначальников жанра. Это молодые люди из семей высокого и среднего достатка, образованные. Достаточно сказать, что Oxxxymiron до начала своей музыкальной карьеры закончил Оксфорд. А размахивающие кулаками до и после баттлов рэперы вроде Димасты выглядят реликтами из 90-х.

В связи с этим симптоматично, что рэп-баттлы так удачно наслоились на российскую действительность. Зародившийся в США жанр у нас в какой-то степени стал кривым зеркалом официозной культуры.

Как и всякое контркультурное явление рэп-баттлы растабуируют запретные в федеральных СМИ темы.

Так, участники баттл-площадки Versus шутят на тему гомосексуализма, национальностей, секса и даже есть подобие политической сатиры, окончательно почившей на российском ТВ. Да, зачастую грубо и пошло, но тут все зависит от чувства меры и таланта автора.

Апологеты российского ханжества и мракобесия не смогли пройти мимо рэп-баттлов, привычно говоря об оскорблении «высокой культуры». К счастью, этого почти никто не воспринял всерьез.

Конечно, сам жанр рэп-баттла не вполне доступен неподготовленному слушателю. Трудно понять все панчи, не зная, кто с кем ссорился, спал, встречался или учился рэпу. Для далекого от этой тусовки человека подобная мишура отталкивает от просмотра. Во многом поэтому именно противостояние между Гнойным и Oxxxymiron взорвало Интернет. Помимо привычного междусобойчика это был спор о политической продажности, цене успеха и даже, прости Господи, культуре.

Пример «политического» панча Гнойного в адрес Oxxxymiron: «Что, так болел за Россию, что на нервах потерял ганглии? Но пока тут проходили митинги, где ты сидел? В Англии!» Ответ Oxxxymiron: «Все заучено? Красава, человек, измученный Рамзаном» (ссылка на публичные извинения Гнойного после шутки про чеченок).

Желая завлечь молодую аудиторию в политику, за баттлы взялись депутаты. В начале октября 2017 года «единоросс» Андрей Анохин вызвал на поединок депутата ЗакСа Максима Резника из «Партии роста». Предварительно, предусмотрительный Анохин попросил прокуратуру проверить баттл между Oxxxymiron и Гнойным на экстремизм и оскорбление чувств верующих. Победителем был признан Резник, но, по сути, проиграли оба. Противники старательно избегали смотреть друг другу в глаза, предпочитая обращаться к залу, как на митинге. Получилась неловкая пародия на пародию. Позже вошедший в раж Анохин вызвал на поединок Алексея Навального, но тот оказался не в курсе. И пришлось депутату баттлиться против картонной коробки с фотографией оппозиционера.

Несмотря на абсурдный опыт петербургских депутатов, предвыборные баттлы могли бы стать альтернативной выхолощенной политической дискуссии. Вопрос в том, готовы ли чемпионы к «словесному мордобою».

Пока же трудно прогнозировать, останутся ли рэп-баттлы явлением исключительно культурным и развлекательным. Миллионные просмотры роликов — реакция молодежи на живой и острый диалог. В кастрированном Роскомнадзором виде рэп-баттлы на официальном ТВ будут обречены на провал.

share
print