Истории

Итоги 2018: Болевые точки Петербурга

Годами в Петербурге не решаются многие проблемы городского хозяйства, а власти не слышат жителей, протестующих против строительства тех или иных объектов. Корреспондент MR7 Анастасия Гавриэлова вспоминает основные болевые точки Петербурга, доставшиеся в наследство врио губернатора Александру Беглову в 2018 году. Надеемся, в 2019-м эти точки удастся с карты стереть. Тем более что впереди выборы.

Мусорная проблема

В сентябре 2018 года Смольный запланировал построить мусороперерабатывающий и мусоросжигательный завод максимального класса опасности мощностью 350 тыс. тонн в год в Каменке. Смольный одобрил предложение по строительству, однако жители выступили против. На имя губернатора Петербурга было направлено коллективное обращение с 12 тысячами подписями. Депутат Борис Вишневский просил министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина не допустить реализации проекта.

В начале ноября и. о. губернатора Александр Беглов сообщил, что решение по проекту отложено. А в декабре стало известно, что Смольный расторг соглашение с греческим инвестором, намеревавшимся строить завод.

Однако победа может быть временной, потому что город не отказывается от технологии мусоросжигания. Мы до сих пор не сортируем мусор в массовом порядке, как в Европе и варварски продолжаем сваливать в одну кучу стекло, пластик и пищевые отходы. Россия большая. Поэтому Москва решила вывозить свой мусор аж под Архангельск. Мусор из Петербурга пытались вывозить в Карелию, но там расстреливали петербургские мусоровозы. Возможно, на место греческого придет другой инвестор, способный построить мусоросжигательный завод.

Музей Достоевского в Кузнечном переулке

Музей Достоевского находится в доме № 5 по Кузнечному переулку, где семья писателя занимала пять комнат. Дом № 7 снесли в 1970-м, а на его месте разбили скверик, который вскоре был внесен в перечень зеленых насаждений. Здесь растут деревья, кусты сирени, черемуха. В 2017 году на сквер обратил внимание фонд «Петербург Достоевского, соучредителем которого является сын экс-главы РЖД Андрей Якунин, архитектор Евгений Герасимов и директор музея Достоевского Наталья Ашимбаева. В 2017-м по просьбе фонда сквер исключили из ЗНОП. Инициативу поддержали сразу два депутата Законодательного собрания от «Единой России» Сергей Никешин и Мария Щербакова. В новое здание музея Достоевского планируют инвестировать 650 млн рублей. Его хотят построить к 2021 году. Против застройки единственного сквера в округе активно выступают жители Кузнечного. 20 декабря депутат ЗакСа Борис Вишневский сообщил, что на собрании жителей Центрального района в школе № 321 единогласно было принято решение вернуть сквер в Кузнечном переулке между домами 5 и 9 в перечень зеленых насаждений общего пользования.

Последнее слово за Советом по культурному наследию, дату которого пока не определили. Первоначально совет должен был пройти 11 декабря, но его отменили.

Снос СКК

Владельцы хоккейного клуба СКА, фактически возглавляемый Романом Ротенбергом, планируют построить к чемпионату мира по хоккею, который пройдет в 2023 году, ледовый дворец на месте существующего СКК «Петербургский». Господин Ротенберг несколько Градсоветов подряд хотел склонить архитекторов Петербурга на свою сторону, пытаясь убедить их, что только снос позволит создать идеальную и «самую большую в мире» площадку для проведения ЧМ. По его словам, «Арена» должна стать в один ряд или даже превзойти Madison square garden в Нью-Йорке и О2 Арену в Лондоне, будет вмещать до 22 тысяч человек на хоккейные матчи, на концертах — до 23 тысяч. Объем инвестиций оценивается в сумму от 18 до 20 млрд рублей.

Но архитекторы стоят на своем: проект, предложенный проектной организацией ООО «Лайфкволити Эволюшн» не сравним по уникальности и архитектурной и культурной ценности с существующим зданием СКК. Против строительства новой «Арены» выступают и жители Московского района, которые протестуют против застройки скверов вокруг СКК жилыми домами. В середине декабря врио губернатора Александр Беглов обсудил ситуацию с градозащитниками. Итогом стало обещание жителям, что строительства элитного жилья в районе СКК не будет. Вместо этого территорию благоустроят. Возглавлявший в то время строительный блок Смольного Игорь Албин отметил, что город готов обсуждать с «потенциальным инвестором финансово-экономическую модель проекта» только при принятии условий архитектурной общественности.

Проект ВСД

В мае 2018 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сообщил, что проект трассы ВСД будет готов в 2019 году, а к 2022 году Восточный скоростной диаметр построят. Маршрут трассы обсуждают уже несколько лет. ВСД — это скоростная автомобильная магистраль, проходящая южнее центра города и идущая на восток вдоль железнодорожных линий в районе Московской Заставы, Волкова, Стеклянного городка, Ладожского вокзала, между Хасанской улицей и улицей Кржижановского. Потом она пересекает КАД и уходит на территорию Ленинградской области. Так как новая дорога будет проходить через жилые кварталы, против существующего маршрута трассы активно выступают жители Невского и Красногвардейского районов. Трасса платная и будет подключена к ЗСД. Строить ее планируется на концессионном соглашении, то есть инвестор тратит свои деньги на часть участка, а компенсирует затраты за счет получения прибыли от взимания платы за проезд. В свою очередь город компенсирует «недополученную» прибыль из бюджета. Величина этой компенсации, по традиции, засекречена.

Существует два варианта трассировки ВСД — вдоль Хасанской улицы и улицы Кржижановского. Жители улиц спорили, кому трасса причинит меньшее зло, но потом объединились и выступают единым фронтом против строительства ВСД в целом. Эксперты считают, что если трасса будет пролегать вдоль Хасанской улицы, то она затронет интересы около 31 600 человек, а если вдоль улицы Кржижановского — 37 900 человек.

Партия «Яблоко» организовала сбор подписей против строительства ВСД, которые вскоре будут переданы врио губернатора Петербурга Александру Беглову. За неделю обращение подписали полтысячи человек.

Велодорожки

Велосипедизация города при поддержке Смольного стартовала годом раньше. В 2018-м начался второй сезон проекта по созданию велосипедной инфраструктуры. Власти открыли восемь новых веломаршрутов протяженностью 37 км за 222 миллиона рублей.

Второй год подряд власти города, не совсем идеально, но выполняют заявленную ранее программу — делать по 40 километров велодорожек в год. Из-за паузы, вызванной проведением чемпионатом мира по футболу, завершили обустройство дорожек поздней осенью, благо, в этом году она выдалась теплой. По сути, организация велодорожек выразилась в появлении новой разметки вдоль существующих магистралей или на тротуарах. Где-то были задеты интересы пешеходов, но чаще — автомобилистов, потому что велодорожки отняли у них часть улиц и возможность парковаться, как случилось, например, на набережной реки Фонтанка, где не понятно зачем нарисовали велодорожку, так как там никто не ездит в теплое время года, а зимой она погребена под кучами снега. Зимой о разметке и вовсе позабыли. Нерешенными остались и проблемы пересечения велосипедистами сложных перекрестков — для этого необходима их реконструкция, обустройство дополнительных светофоров — этим власти пока заниматься не готовы, так как это усилит плотность движения автомобилей в угоду одиноким велосипедистам.

ГИБДД и Комитет законности и правопорядка обещали плотный контроль за велополосами, но этого не произошло. Как сообщила MR7 советник по велотранспорту вице-губернатора Игоря Албина Дарья Табачникова, пока прийти к консенсусу не удалось. Что будет с проектом после ухода Игоря Албина с поста вице-губернатора, предугадать сложно.

Футбол

Чемпионат мира по футболу подарил Петербургу месяц веселья, две станции метро — «Беговую» и «Новокрестовскую» и два моста — Бетанкура и Яхтенный. Через три с половиной месяца уже после ЧМ на станции «Беговая» отвалилась кафельная плитка в вестибюле, на станции «Новокрестовская» в конце июня ветер сорвал крышу с вестибюля станции, а в сентябре станцию закрывали на ремонт эскалатора, говорят ее доделывали по ночам.

Веселье не обошлось без директивы — например, чтобы не омрачать праздник в Петербурге запретили во время чемпионата проводить, митинги, шествия, демонстрации и даже одиночные пикеты.

Полицейских в городе значительно прибавилось — улицы заполнили сотрудники правоохранительных органов из соседних регионов, которые помогали своим коллегам по цеху поддерживать правильный градус веселья и добродушия. Свою работу они выполнили достойно — никаких громких преступлений, особенно в отношении иностранных туристов и болельщиков, в городе не случилось. Жители города почувствовали, что во время праздника футбола в метро усилили досмотр — любая сумка больше дамской, подвергалась процедуре досмотра через металлоискатель, а сами сотрудники полиции временно стали приветливыми.

В Петербурге прошли семь матчей турнира, включая полуфинал и матч за третье место. Фестиваль болельщиков в центре Петербурга посетили 1 303 464 человека. Средняя посещаемость составила около 43 000 человек в день. В среднем на стадионе матч смотрели по 64 тысячи болельщиков. Как сообщил Комитет по развитию туризма Смольного, семь матчей на стадионе «Санкт-Петербург» увидели 448,6 тысячи человек.

Развитие яхтенной инфраструктуры

Разрабатывать концепцию развития яхтенной инфраструктуры в Петербурге решили в конце лета 2018 года. Конкурс выиграла Академия госслужбы, предложившая выполнить контракт за 9,466 млн рублей.

Через два месяца исполнитель (РАНХиГС) в концепции обосновал три новых места для размещения марин. По данным центра экспертиз «ЭКОМ» Александра Карпова все три точки в настоящее время имеют зонирование, непригодное для размещения яхт-клубов: нужно менять и генплан, и ПЗЗ.

Как оказалось, эти три точки размещения марин были определены еще четыре года назад, когда по заказу комиссии по городскому хозяйству была выполнена подробная инвентаризация берега Финского залива и Невы. Цель инвентаризации та же самая — выделение территорий для развития околоводного спорта и отдыха. Инвентаризация тогда обошлась в 200 тысяч рублей. Карпов отмечает, что во время корректировки Генплана две точки, перечисленные в концепции за 9 млн совпали с точками, определенными с помощью инвентаризации, но КГА их отклонил. Получается, что результат работы РАНХиГС уже не одобрен КГА.

На данный момент из 33 яхт-клубов, существовавших в городе до 90-х годов, сейчас осталось три с половиной, (Речной, яхт-клуб Санкт-Петербурга, «Балтиец» и «Крестовский», который в стадии становления).

Инфраструктура, то есть оснащение яхт-клубов прибрежного морского города Петербурга, находится в удручающем состоянии. В сравнении с соседней Финляндией наши яхт-клубы похожи на полуразвалившиеся причалы с сараями на берегу и в лучшем случае биотуалетом в кустах.

Одной из самых больших проблем сейчас является — отсутствие пограничного пункта для малых судов в городе Выборг — его закрыли летом 2018 года из-за плохого состояния понтона. Теперь, иностранным яхтам, которые хотят посетить Петербург, придется преодолеть расстояние около 100 миль — это более суток пути, а соответственно не под силу обычным яхтсменам, которые путешествуют с семьей и не планируют дежурить за штурвалом по сменам и днем и ночью. Проблема не решается никак.

Исаакиевский собор

Вопрос передачи Исаакия РПЦ поднимался и в 2015-м и в 2016-м годах, но власти отказывали РПЦ. В 2017-м году экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко неожиданно заявил, что этот вопрос решенный, говоря о грядущей ликвидации музея и передаче здания РПЦ.

Горожане начали массово протестовать, выходить на Исаакиевскую площадь, устраивать митинги на Марсовом поле.

В Кремле вынуждены были признать, что горожане в большинстве своем за сохранение музея, и история с передачей собора постепенно сошла на нет.

18 ноября 2018 года, по итогам голосования в Интернете, Исаакиевский собор был признан православным символом Петербурга. За Исаакиевский собор было отдано 1486 голосов.

Эксперты считают, что конкурс, проведенный на портале «Храм 78», является новой попыткой РПЦ заполучить второй по посещаемости музей в Петербурге в свои руки. После этого в Александро-Невской лавре прошла пресс-конференция митрополита Варсонофия, который заявил о своем желании сделать собор главным храмом города.

В декабре депутаты потребовали от Александра Беглова признать распоряжение о подготовке к передаче Исаакия недействительным. В ответ Беглов рассказал, что документ, о котором идет речь, не предполагает передачи Исаакиевского собора в введение РПЦ. Распоряжение, по словам Беглова, утратит силу, если РПЦ не подаст заявку о передачи здания до 30 декабря 2018 года.

Метро

Недавно врио губернатора Петербурга Александр Беглов на встрече с жителями Красносельского района заявил, что не понимает, почему в Петербурге так долго строят метро.

За последний год в городе сдали только две станции — «Новокрестовскую» и «Беговую», которые были построены специально к Чемпионату мира по футболу. Новых станций метрополитена ждут на юге города. Смольный уже несколько лет переносил открытие трех новых станций Фрунзенского радиуса — «Дунайской», «Шушар» и «Проспекта Славы». Их обещали открыть к концу 2018 года, но срок снова сдвинули на май 2019.

Стало известно и о переносе сроков открытия станции «Горный институт». Сроки сдачи участка новой коричневой ветки от «Путиловской» до «Обводного канала» и продолжения оранжевой линии метро от «Театральной» до «Морского фасада» назначили на 2025 год.

В «Метрострое» отмечают, что строительство новых станций идет медленно из-за задержек по выдаче сметной и разрешительной документации. А открытие станции «Горный институт» перенесли в 2019 на 2021 год из-за проведения историко-археологической экспертизы, на которую потребовалось потратить 1,5 года. На это время работы были приостановлены.

Представители «Метростроя» заявляют, что для появления в городе новых станций нужно ускорить работу Смольного по приемке готовых работ. Это позволит не снижать темпы строительства и своевременно выплачивать зарплату инженерам и рабочим.

Ранее ушедший в отставку вице-губернатор Игорь Албин обвинил в медленной работе «Метрострой», заявив, что на рынке метростроительства отсутствует конкуренция и фактически строит подземку в городе всего лишь одна фирма. Экс-вице-губернатор грозился расторжением контрактов на строительство станции с «Метростроем».

Отметим, что в Москве только в 2018 году было сдано 17 новых станций метро. В Петербурге новые станции Фрунзенского радиуса открыли в 2013 году, затем был перерыв на пять лет, когда не было построено ни одной новой станции метрополитена и только в 2018-м открылись две станции, построенные к ЧМ по футболу за счет средств федерального бюджета.

Парк Интернационалистов

В этом году купчинцы отстояли парк Интернационалистов, в котором пользовавшийся покровительством предыдущих властей Петербурга предприниматель Вагиф Мамишев планировал построить торговый комплекс с океанариумом.

История началась в октябре 2017 года, когда правительство Петербурга передало ООО «Оптима» земельный участок площадью 3,5 га в границах парка Интернационалистов под строительство крупного торгового центра. Сначала проект представляли общественности как строительство океанариума, но накануне передачи участка в аренду площадь ТРК вдруг увеличилась в 18 раз и превысила 190 тысяч квадратных метров. Под океанариум было отдано только 13 процентов площади. Жители включились в борьбу очень активно.

В мае этого года в Купчине прошла акция в защиту парка Интернационалистов, на которую пришли более 3 тысяч человек. Затем они попытались инициировать проведение референдума о сохранении зеленых насаждений. Но депутаты ЗакСа отклонили заявку на референдум. В конце сентября местный житель обратился в суд с требованием признать договор аренды земельного участка в парке Интернационалистов недействительным.

А в октябре бывший губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что застройку парка в Купчине отложили до следующего года. Как пояснил Полтавченко, во-первых инвестор сам перенес предполагаемую стройку, поставив в приоритет другие объекты, во-вторых, инвестору нужно все-таки встретиться с жителями и представить проект.

share
print