Истории

Сокуров: «Не хочу, чтобы режиссеры были паталогоанатомами»

Работать в области культуры и в кино для молодых людей в нынешней России намного сложнее, чем было и в СССР, и еще лет 10 назад в России. Об этом сказал Александр Сокуров, который отныне возглавил мастерскую переподготовки в области режиссуры и монтажа в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Набор в мастерскую начался с сегодняшнего дня, группа будет сформирована после нескольких туров испытаний к началу лета.

Александр Сокуров отметил «крайне тяжелые условия для дебютантов» в современной России. «Поэтому каждый новый человек, проявляющий дарование в области визуального искусства, — это национальное сокровище и должен получать поддержку, — продолжил кинорежиссер. — А получает из десяти один, остальные просто социально погибают и в профессии не работают».

Сокуров вспомнил о социальном лифте в СССР, который он и сам прошел — было тяжело, сложно, но возможностей даже тогда было больше. Режиссер вспомнил и свою работу на «Ленфильме», когда было непросто, но эта работа многое ему дала: «Я не был на „Ленфильме“ своим человеком, и сейчас я там чужой, но я без претензий».

Сокуров сказал, что в России сейчас вообще нет лоббирования интересов молодого поколения. Он считает для себя очень важной возможность работы в мастерской института: «Я против политизированности и публицистичности, все мои интересы — на художественной стороне».

Сокуров обозначил проблемы современного российского кино — нет хорошей драматургии, проблемы с современным монтажом: «Мы в мастерской хотели бы выявить тех, кто мог бы заниматься монтажом кино, хотя бы два человека проявили интерес к этому, один талантливый монтажер стоит целого курса, монтажер ведь может повернуть направление картины в совершенно иную сторону».

Набор в мастерскую Сокурова начинается прямо сейчас: сначала заочный тур — соискатели должны будут прислать свои работы, потом три очных тура и некий гуманитарный экзамен, который будет принимать мастер. Сокуров не стал разглашать, в чем он будет заключаться. К середине июня сформируется группа, которая все лето проведет в подготовке к обучению. Важно, что приглашаются взрослые люди, уже имеющие и высшее образование — неважно, гуманитарное или техническое, и жизненный опыт.

«Для режиссуры важен социализированный человек, — сказал Александр Сокуров. —  Жизнь того, кто будет учиться на режиссуру, станет сложнее, а не проще, а моя цель — сберечь индивидуальность студентов, вселить в них надежду».

Он подчеркнул, что режиссура — гуманитарная профессия, что ответственность режиссера, автора — огромна, и не перед государством, а перед обществом и культурой: «Не хочу, чтобы режиссеры были паталогоанатомами, чтобы режиссура попала в руки агрессивного скверного человека».

Обучение будет проходить три года — вечерами, в выходные дни, то есть с работой его можно будет совмещать. «Условий идеальных не будет, возможности у вуза скромные, — сказал Сокуров. — Вуз финансируется плохо по сравнению с ВГИКом, они даже не представляют те профессиональные трудности, с которыми сталкиваемся мы».

«Всякий нестоличный организм испытывает в России большие проблемы провинциального характера», — констатировал очевидное режиссер.

Для Александра Сокурова, который пять лет возглавлял мастерскую в университете Нальчика, выпустил режиссеров, пять из которых уже создали полнометражные фильмы, а также работал со взрослыми в мастерской Анджея Вайды, очень ценен и важен опыт работы в Петербурге, ему важны не политические, религиозные взгляды его будущих студентов — они могут быть разные, а их личностная позиция, чтобы они были ему «по-человечески симпатичны». Хотя, как признался режиссер, в последнее время он все больше ошибается в людях.

Но Сокуров продолжает мечтать о русском кино как явлении и верит в силу культуры: «Армия может быть порабощена и государство разбито, а с народом останется только культура, она никуда не уйдет».

share
print