Истории

Церковь Воскресения Христова отреставрировали по Венецианской хартии

Церковь Воскресения Христова в музее-заповеднике «Царское Село» впервые за полтора века своего существования прошла бережную масштабную реставрацию и стала примером того, как в России следуют Венецианской хартии реставрации.

Церковь Воскресения Христова — настоящий архитектурный шедевр XVIII века, созданный по проекту Франческо Растрелли. Поражающее красотой пространство в войну относительно уцелело: тут оккупанты устроили гараж, а пожар, уничтоживший парадные залы Екатерининского дворца, пощадил церковь. Тем не менее потерь было достаточно: был уничтожен бомбой центральный плафон — теперь здесь белый потолок, на который будут проецировать изображение плафона, также оккупанты буквально вырывали из стен иконы. Некоторые утраты решено не воссоздавать, пустоты остались как напоминание о страшных временах.

Проект реставрации создали в 1993 году под руководством Александра Кедринского («Ленпроектреставрация»). Тогда думали, что будут воссоздавать все — как это делалось после войны во дворцах ленинградских пригородов. Но в 2015 году, когда появилась реальная финансовая возможность начать работу, было принято принципиальное решение использовать методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест.

IMG_20190412_152634.jpg

По пути сохранения подлинности

Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки.

«Огромный труд завершен. Когда мы его начинали, мы решили по пути реставрации соблюдать Венецианскую хартию — тот документ, по которому работает Европа, — говорит директор музея-заповедника „Царское Село“ Ольга Таратынова. — С реставрацией церкви мы можем, наконец, сказать, что наступает завершающий этап восстановления Екатерининского дворца. Ведь мы и Гатчина все еще продолжаем залечивать военные раны. Только у нас в парках семь павильонов и сооружений, которые ждут восстановления со времен войны, а в Екатерининском дворце, по моим прикидкам, предстоит реставрировать еще 15% интерьеров».

Здесь сохранились аутентичные с XVIII и XIX века элементы — позолота, резьба, папье-маше. Более ста современных позолотчиков восстанавливали былой блеск. Реставрируя папье-маше находили записки с именами мастериц — так мы знаем теперь, что здесь трудились Акулина Никифорова и Параскева Максимова.

IMG_20190412_143817.jpg

Галина Артеменко / MR7.ru

В музее рассказали, что в послевоенные годы было собрано более 2,5 тысяч фрагментов декора церкви. Утраченные фрагменты воссозданы в дереве без золочения и тонировок. Благодаря такому приему посетитель сможет отличить исторические элементы от новых.

В алтарной части реставраторы случайно обнаружили за обшивкой иконостаса аккуратно сложенные детали золоченого декора церкви — всего 182 фрагмента — и два сохранившихся ангела, украшавших алтарную сень. Как полагают современные музейщики, скорее всего, в послевоенные годы это сделали сотрудники музея в надежде, что к возрождению интерьера рано или поздно приступят.

IMG_20190412_152543.jpg

Мастера провели кропотливую работу по идентификации этих деталей, чтобы выяснить их историческое месторасположение. Из 54 фрагментов золоченой резьбы собрали одну створку Царских врат. Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской рассказал об особенностях реставрации: «Для реставраторов это был сложнейший объект. Мы собрали мощную реставрационную команду, которая сумела в определенный нам срок выполнить огромный объем работ. Всего интерьеры церкви возрождали 350 человек — позолотчики, лепщики, краснодеревщики, альфрейщики (специалисты по росписи потолков, стен), живописцы. Мы четко выполняли поставленную задачу: минимум воссоздания, главное — сохранить то культурное наследие, которое дошло до нас со времен Растрелли и Стасова».

Зинаида Серебрякова и Царское Село

В церкви в течение трех месяцев можно будет увидеть недавний дар «Царскому Селу» — рисунок Зинаиды Серебряковой, на котором с одной стороны изображена часть интерьера церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца, а с другой — автопортреты художницы.

_44F6522.jpg
_44F6524.jpg

Пресс-служба музея

Как рассказали в музее-заповеднике, после революции хранитель Детскосельских дворцов-музеев Всеволод Иванович Яковлев попросил художников помочь в зарисовке интерьеров и пейзажей Царского Села для музейных целей (предложение Яковлева зафиксировано в журнале Заседания совета хранителей № XIV от 27 ноября 1918 года, который хранится в собрании рукописей музея-заповедника). На призыв откликнулись Мария Финкельштейн-Тихова, Эрих Голлербах, Александр Бенуа, Анна Остроумова-Лебедева, а также Зинаида Серебрякова.

В мае-июне 1922 года в Аничковом дворце прошла выставка «Мир искусства», где 45 художников представили около 400 работ. В одном из писем того периода Серебрякова упомянула об этом: «Я тоже выставила ряд рисунков пастелью — новый для меня способ, так как других красок у меня нет».

Всего художница представила 16 работ, посвященных Царскому Селу. В Русском музее хранятся четыре пастели, в том числе «Большой зал Царскосельского Екатерининского дворца» (1922) и «Дверь в парадных залах» (1922).

На картине «Церковь Екатерининского дворца. Вид с хоров» отсутствуют подпись и дата. Однако проведенные исследования (рентгенфлуоресцентный анализ, изучение в инфракрасных и ультрафиолетовых областях спектра) и сравнение с изображениями, которые хранятся в Русском музее, полностью подтвердили авторство Зинаиды Серебряковой.

Пастель, которая теперь будет храниться в музее-заповеднике, происходит из коллекции живописца и графика Дмитрия Бушена (1893−1993), друга семьи Бенуа-Серебряковых, который с 1920-х годов жил в Париже.

share
print