Истории

Кредитные карты: легкие деньги в пластике

Подписывая договор с банком, клиент не всегда информирован обо всех платежах по кредиту

Василий Стрельцов просил в банке 100-тысячный кредит на машину, но ему отказали, предложив взамен кредитную карту с 30 тысячами. Девушка в телефоне расписала все преимущества такой карты, и Василий растаял. «Возникло обманчивое чувство, что эти деньги мне даются просто так и отдавать их не нужно. Просто получил, потратил – и все. Очень опасное чувство», – вспоминает Василий.

Он согласился на кредитную карту – говорит, что все последующие услуги в банке тоже «оформлял» по телефону. Когда карта с деньгами оказалась у Василия в кошельке и он начал тратить эти деньги, возникли некоторые проблемы. Например, выяснилось, что нужно платить за обслуживание карты, отдавать процент за страхование кредита, платить за снятие наличных из банкомата, к тому же всплыла пеня за просрочку платежа. «Если бы я знал обо всех этих отчислениях, я бы десять раз подумал, нужна мне эта карта или нет», – говорит Василий. В итоге он узнал об отчислениях банку, наступив на все грабли по очереди.

Подводных камней при получении кредитных карт, по мнению Сергея Животова, директора информационно консультационного центра Ассоциации банков Северо-Запада, много. «В договоре, который заключается между клиентом и банком, не прописаны тарифы, комиссии, пеня, отчисления, проценты и штрафы. Там есть информация лишь о юридических отношениях сторон. О ценах и тарифах должен рассказать сотрудник банка», – говорит Сергей Животов.

На практике выходит, что клиент не всегда информирован. Сотрудники банков не нарушают регламент, они просто не говорят всего. Не спросил сам – узнаешь об этом позже, когда, согласно уже заключенному договору, придется платить. Некоторые банки применяют агрессивные маркетинговые ходы. Например, «телефонная» модель отношений, когда банк предоставляет услуги на основании устного соглашения с клиентом, как это было в истории Василия. С точки зрения закона, это не является нарушением – в документах, которые сопутствуют всем этим операциям, обычно написано, что клиент доверяет банку заключать за него договор.

Что спросить при получении кредитной карты: 
Какова стоимость обслуживания карты – обычно от 300 рублей в год. Банки также устраивают рекламные акции, по которым карта может год обслуживаться бесплатно. Обязательно уточните, сколько нужно будет платить банку за содержание карты после окончания этого года.
Какова стоимость пользования карты. Не все банки берут деньги за пользование карты. Но некоторые устанавливают процент от кредита или берут фиксированную сумму.
Какой срок погашения кредита (или расчетное время). Обычно берется за основу 50 дней. Распространенная ошибка, когда люди думают, что расплатятся с кредитом со второй зарплаты, – это уже 60 дней и за опоздание начисляется пеня. Берите в расчет праздники и выходные, во время которых даже взнос в банкомат не будет засчитан.
Берет ли банк комиссию за досрочное погашение кредита. Это условие чаще встречается при выплатах кредита, который получен не по карте, но уточнять при получении карты это нужно, так как банки часто применяют условия кредитования к кредитным картам. Обращайте внимание на процент, размер может быть большим.
Какой процент за просрочку платежа кредита. Может доходить до 20 процентов.
Какова комиссия за снятие наличных. Обычно банки устанавливают фиксированную сумму от 100 до 250 рублей за один раз.
Существует ли предел суммы, которую можно снять за день. Этот предел есть не у всех банков, но уточнить будет не лишним.
Берет ли банк деньги за постановку в «стоп-лист». В «стоп-лист» ставят клиентов, у которых пропали кредитные карты. Специалисты советуют всегда носить с собой телефон банка. Иногда за то, чтобы заблокировали кредитку, нужно заплатить от 20 до 50 долларов.
Уточняйте, как можно получать информацию о состоянии своего счета и сколько это стоит. Сейчас банки рассылают такую информацию почтой, электронной почтой, SMS-сообщениями, или ее можно получить на сайте банка.

Какие банки в Петербурге выдают кредитные карты: 
«Сити банк» 
«Русский стандарт» 
«Альфа-банк» 
«Бин-банк» 
«Внешторгбанк 24» 
«Возрождение» 
«Мастер-банк» 
«Уралсиб» 
«Юниаструм»


share
print