Истории

Невский район: Стройки есть — инфраструктуры нет

Невский район расположен по обе стороны от реки Невы и по обе стороны КАД. С одной стороны, близость к центру, с другой — Кудрово и Металлострой, откуда каждое утро толпы людей отправляются на работу через Невский район. Третий по численности район Петербурга — более 520 тысяч жителей — и первый по числу нерешенных проблем.

Современные проблемы района — наступающий Восточный скоростной диаметр (ВСД), транспортный коллапс, отсутствие в новых кварталах детских садов, школ и поликлиник. Свалки и нежелание администрации района лоббировать в Смольном интересы жителей.

Былая слава Веселого Поселка как самого наркоманского, постепенно сошла на нет, но, судя по данным проекта «Гуманитарное действие», за 1 квартал 2019 года Невский район в лидерах по числу передозировок (81), из которых 17 закончились смертью. Внутри старых кварталов царит разруха — там по дворам водители объезжают пробки. И все это на фоне строящихся современных ЖК с красивыми названиями на месте бывших промзон. Эти ЖК не обеспечены инфраструктурой и становятся проблемой для людей, живущих здесь давно.

Транспортный коллапс

Отсутствие продуманной транспортной инфраструктуры — главная головная боль всех местных жителей. Ее отголоском стала новости прошлой недели о несогласованном расширении единственной дороги ведущей через ж/д переезд: счастье для кудровчан и горе для городских жителей.

Кандидат в муниципальные депутаты по Невскому округу Константин Анохин считает, что у города нет комплексного подхода к застройке промзон новыми жилыми комплексами — ЖК растут как грибы, а дорожная сеть остается прежней и рассчитана она совсем на другое количество автомобилей.

«От Дыбенко до Коллонтай, от Дальневосточного до Октябрьской набережной все застраивается. ЖК «Цивилизация», ЖК «Ренессанс», ЖК «О'Юность», ЖК «PULSE», ЖК «Дальневосточный, 15», ЖК «Wings». Таже ЛСР — они перенесли свой завод по производству бетона в Отрадное, снесли задние и строят там огромный жилой комплекс комфорткласса с видом на Неву — ЖК «Цивилизация на Неве». Но все это без учета нагрузки на транспортную инфраструктуру.

Как муниципалитет разрешил строить, если дорог новых нет? Это большой вопрос. Выездов-то новых нет. Дальневосточный проспект с утра забит, невозможно ездить по нему. И бедная несчастная Октябрьская набережная стоит".

Кроме того, что растет население самого Невского района, растет и население ближайших пригородов. Например, люди живущие в Кудрове, работают в Петербурге и единственный въезд из огромного жилого массива, территориально принадлежащего Ленобласти, через Невский район.

Ранее поток сдерживался «бутылочным горлышком» — очень узким въездом из Кудрова в створ проспекта Солидарности.

В ночь с 27 на 28 июля неизвестные «благодетели» расширили проезд в Невский район с улицы Ленинградской в Кудрово в створ проспекта.

«Кто-то сделал дорогу посреди ночи. Расширили узкое горлышко. Было две полосы, стало три. Наша администрация (Невского района. — Прим. ред.) ранее давала отрицательный отзыв на расширение въезда. В итоге увеличилась нагрузка на улицы, — говорит Константин Анохин. — Я очень сильно сочувствую жителям Кудрова, потому что в плане транспорта у них все очень грустно. Они могут выехать из Кудрова либо на своей машине, либо на трамвае от Солидарности или идут один километров пешком до станции метро Дыбенко. Либо они едут на маршрутках или на бомбилах. Бомбилы на этом зарабатывают. Сажают по четыре человека в машину — по 50 рублей берут и таксуют. Фактически люди занимаются коммерческими перевозками без лицензии. Все знают — перед узким горлышком в бомбилу садишься, платишь практически также как за городской транспорт или маршрутку. На переезде он проезжает быстрее, так как они третьим рядом туда проезжают».

По словам Константина Анохина, жителям обещали, что улица Дыбенко будет сквозной — от Дальневосточного до Набережной: «Но пока, несмотря на то, что несколько домов уже построено, все находится в стадии «когда-нибудь».

Чтобы как-то решить проблему с городом Кудрово, власти Ленобласти начали обсуждение строительства канатной дороги между жилым массивом и станцией метро «Улица Дыбенко». Вопрос обещают решить к концу сентября, когда будут завершены предпроектные работы, об этом сказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Длина дороги может составить 4 километра. Вопрос — заинтересует ли проект инвесторов, потому что в бюджете Ленобласти на строительство такого объекта денег не заложено.

Проблемой выезда из Кудрова занимаются и городские власти. 8 августа Смольный сообщил о разработке трамвайной линии от станции метро «Ул. Дыбенко» до Кудрова. Предварительная стоимость линии — 8,7 млрд рублей.

Разрабатываются проекты трех вариантов линий: вдоль Европейского проспекта и Областной улицы, вдоль Центральной и Областной улиц или вдоль проспекта Строителей.

Тем временем развитие транспортной сети внутри района, стоит на месте. Зарегистрированный кандидат в муниципальные депутаты МО «Рыбацкое» Иван Мезенцев рассказывает о проблемах выезда в центр города из района Рыбацкого:

«С пробками проблема из-за новостроек в Металлострое, и все едут в город через наш микрорайон, а дорога — всего две полосы. С утра все стоит. Мы разработали проект „Антиколлапс“, который должен разгрузить основные магистрали».

Активисты сообщества «Голос Рыбацкого» предложили построить два новых путепровода через ж/д пути и расширение Петрозаводского шоссе и Советского проспекта. Третье предложение — скоростная трамвайная линия до Колпина, которая сможет перевозить от 3 до — 10 тысяч человек в час.

По данным активистов все эти предложения уже есть в планах развития города, но сроки их реализации ещё не определены. «Расширение проспекта в бюджете есть, но аж на 2025 год. Мы хотим его сдвинуть на более ранние сроки», — говорит Мезенцев. На данный момент проект собрал около 1500 подписей жителей.

История района разрушается

Среди спальных районов Рыбацкого есть место и для истории, правда она сохранилась в виде двух памятников архитектуры начала XIX века — это дом Слепушкина и дом Зотова. Они напоминают о том, что деревня начинает историю с 1716 года. Уникальные здания находятся в ужасном состоянии, даже несмотря на то, что они включены в реестр объектов культурного наследия и являются памятниками градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга.

Например, памятник «Постоялый двор Ф.Н. Слепушкина», расположенный по адресу: Славянская ул., д. 1, лит. А. Он включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия по распоряжению КГИОП в 2016 году.

Федор Слепушкин — поэт, друг Пушкина, печатался в журнале «Отечественные записки», выпускал отдельные сборники стихов.

Именно в Рыбацком он начал писать стихи. В 1826 г. появилась первая книжка Слепушкина «Досуги сельского жителя», получившая золотую медаль Академии наук.

Краевед и историк Аркадий Векслер, живущий в этом районе уже давно высказывал опасения, что участок со зданием могут продать под элитную застройку, а дом Слепушкина в документах указать как «обременение».

На сегодняшний день памятник находится в критическом состоянии после пожара.

DS.jpg

Нет крыши, стены полуразрушены. Дом не законсервирован, летом его заливает дождями, зимой засыпает снегом.

Из переписки с чиновниками активисты «Голоса Рыбацкого» узнали, что арбитражный суд удовлетворил требование КГИОП об изъятии здания у собственника, невыполняющего условия охранного обязательства:

В конце 2017 года появилась новость, что дом Фёдора Слепушкина числится в списке объектов второй очереди по программе «аренда рубль за метр». Такие объекты Смольный готов отдать в аренду инвесторам для реставрации на льготных условиях. Несколько месяцев переписки с комитетами в попытках выяснить судьбу объекта культурного наследия привели к выводу: за три года никто ничего не сделал.

«Зато теперь мы с чистой совестью, как и обещали отправляем заявления в прокуратуру и администрацию губернатора с требованием о привлечении должностных лиц к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (штраф от 100 тысяч до 600 тысяч рублей согласно ч. 4 ст. 7.13 КоАП РФ). — Пишут активисты.

В ещё более сложном положении находится постоялый двор «Зотов дом» по адресу Рыбацкий пр., д. 5, лит. А, включённый в государственный список недвижимых памятников градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга местного значения по Решению Малого Совета Санкт-Петербургского горсовета в 1993 году.

zot.jpg

Фото: citywalls.ru

У дома до сих пор не определен состав правообладателей и имущественный статус, соответственно вопрос о реставрации и ремонте даже некому задать. А пока идет суд, дом разрушается и скоро от него ничего не останется. Активисты опасаются, что все к этому и идет: а потом на месте здания появится новенькая жилая многоэтажка.

Квартал без имени и без власти

В трех километрах от Невского проспекта 2013 году начали строить новый микрорайон, который так и не достроен до сих пор. В нем живут около 20 тысяч человек, большинство из них — обладатели социального жилья.

В квартале до сих пор нет ни школ, ни детских садов, ни поликлиники, ни дорог, хотя город заселил туда многодетные семьи, инвалидов-колясочников и выпускников ПНИ и детдомов.

Все, чем могут довольствоваться жители квартала: библиотека, магазин к которому нет дорожек и болото на месте будущей начальной школы, где, говорят местные жители, уже сформировалась своя фауна.

На берегу реки Невы находилась деревня Клочки, упоминания о ней ведутся с XVIII века. Местные жители так и окрестили квартал — Клочки. Но официального названия у него нет, он находится в составе Невского района, но не принадлежит ни к какому муниципальному округу.

А значит, заниматься детскими площадками, внутриквартальными проездами, благоустройством, озеленением некому — это ведь прерогатива местной власти. Жители пытаются сеять газоны и подсаживать деревья сами, но говорят — ни одно не выжило. Виной тому — почва, а точнее ее отсутствие, ведь квартал построен на месте бывшего золоотвала.

Один из активных жителей СУН-16 Александр Плахотный рассказал о том, с чем столкнулись жители микрорайона и какие у них перспективы.

Золоотвал посреди квартала

На прошлой неделе на НТВ вышел сюжет с сенсационной новостью — в центре социального квартала свалка золы — отходов ТЭЦ № 2, которая в 60−70-е годы работала на угле.

«Чтобы золу после сгорания куда-то девать, ее свозили сюда. На месте наших домов было огромное поле, куда свозили золу, смешанную с водой. Это кашеобразное озеро было защищено со всех сторон глиняными валунами, холмами — они создавали своего рода бассейн», — рассказывает Александр Плахотный.

Застройщики квартала вывезли не всю золу — часть осталась в виде того самого холма, который и сняли телевизиощики.

«Его высота с пятиэтажный дом — большая гора, заросшая сорняком. Эта зола не плодородна, потому что не смешана с землей. Любой ветерок — а ветра с Невы постоянные — тут же разносит частицы золы по кварталу, — рассказывает Александр. — С началом застройки в 2009 году была проведена частичная рекультивация, но золоотвал остался».

В конце июля специалисты Росприроднадзора взяли из холма пробы грунта для определения класса опасности. Данные обещали сообщить в месячный срок, но их до сих пор нет.

Ранее администрацию Невского района уже обязывали до апреля ликвидировать свалку. В связи с невыполнением обязательств, департамент Росприроднадзора по СЗФО возбудил дело об административном правонарушении в отношении районной администрации. По факту невыполнения требований о защите земель и охране почвы от воздействия, негативно влияющего на окружающую среду, проводится административное расследование.

Сомнения у Александра вызывает и та почва, которой строители засыпали газоны у домов: «Проведенная застройщиком рекультивация вызывает сомнения. Потому что все, что мы сажаем — хватает на два года и деревья умирают».

Если выяснится, что холм состоит из опасных отходов, администрацию района ждет штраф и новое предписание.

Постройте хотя бы школу

Идет 681-й день строительства школы в квартале СУН 16. Строителей на объекте нет", — пишут администраторы в группе квартала.

Вторая по важности проблема в квартале — за 7 лет здесь так и не построены две школы, два детских садика и нет своей поликлиники.

На стадии каркаса стоит долгожданная школа на 825 учащихся на Дальневосточном проспекте. На стройке, несмотря на разгар строительного сезона, наблюдаются от силы 5−6 рабочих, а отставание от сроков в июне составляло — пять месяцев.

Школа строится почти два года. В декабре должен закончиться первый этап строительства: здание с крышей, окнами, витражами, облицовкой фасада, чтобы до лета 2020 можно было бы спокойно заниматься внутренней отделкой и в сентябре принять школьников.

«На данный момент, я смотрю из окна на школу — могу сказать, что сегодня на объекте работали два человека, хотя, как написал Александр Беглов— на объекте работает 70 человек. И как было сказано в его ответе — все замечательно, все будет открыто вовремя».

Летом Александр добился, чтобы в квартал приехал депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Боярский. Тогда жители узнали реальное отставание от сроков строительства школы. Администрация района здорово подсуетилась и подремонтировала к приезду сына Д Артаньяна второй полулегальный временный выезд из квартала — на улицу Бадаевская.

«То, что мы просили сделать два года, они сделали за один день. За два дня постригли все газоны, убрали мусор с Союзного проспекта, установили все канализационные люки. Мы такого не видели никогда».

Теперь со стройки убрали один кран, а 10 человек на стройке — пик работоспособности. Вот результат визита на стройку депутата-единороса.

Школьники из СУН-16 вынуждены ходить в школу № 691 в соседнем квартале, рассчитанную на 825 детей. В прошлом году в ней учились 700 человек — это дети из трех кварталов — СУН-19, СУН-16 и ЖК Аврора, где строительство своей школы задерживается уже на полтора года.

В этом учебном году в 691-ю школу пойдут еще 330 первоклашек — и того в школе будут учиться почти 1100 детей. А еще обязательно придут дети из ЖК «Легенда», который сейчас заселяется.

Три огромных квартала ходят в одну школу!

«А так как мы — социальный квартал, наши дети идут вне очереди — значит все остальные „до свиданья“. Спрашивается, нужна ли нам наша школа в следующем году, учитывая контингент из многодетных семей? — Задает риторический вопрос Александр. — Кварталу нужно, чтобы школу достроили в этом году!».

На месте второй школы сейчас живописное болото, где живут кряквы, бакланы и канадские лесухи. Проект есть, но тендера на строительство еще и в помине не было.

В квартале должно быть два детсада. Каждый на 200 мест. Один садик спроектирован, второй — еще нет. Тендеров так же не проводилось, а значит ждать их можно еще лет пять.

Вместо планируемого МФЦ жители квартала получили автосалон Рено, а вместо городского бассейна, который все очень ждали, решили строить коммерческий спортивный центр.

Две недели назад в квартале открылся первый и единственный магазин шаговой доступности — Торговый центр Уют на Союзном проспекте. Но он оказался недоступен для инвалидов-колясочников и мам с детьми, потому что к нему нет асфальтированного пешеходного тротуара. К нему можно пройти только по щебенке.

«Хотелось бы, чтобы администрация района сделала хотя бы временный тротуар к магазину или деревянный настил, в квартале уже есть три деревянных мостка, которые соединяют нас с „большой землей“, ведь общественного транспорта в квартале нет, а нас тут почти 20 тысяч человек живет», — возмущается Александр. — Только социальное такси и спасает людей с ограниченными возможностями.

До ближайшей парикмахерской на ул. Ворошилова, 7 — почти километр. Для инвалидов-колясочников — это реально событие дня, подвиг — преодолеть 1 км, чтобы постричься".

На данный момент поликлиники в квартале тоже нет. По адресу: Дальневосточный проспект дом 6, ведутся ремонтные работы на средства частной медицинской компании. В сентябре обещают открыть гериатрическое отделение и кабинеты врачей общей практики «клиники XXI век».

Своих детей Александр возит лечиться в поликлинику по старому месту жительства на Искровском проспекте — других вариантов нет.

Один выезд из района

«На данный момент из квартала существует всего один асфальтированный выезд на Дальневосточный проспект, а Дальневосточный — с 7:30 стоит в глубоких пробках по той причине, что жители Кудрово стараются въехать в город — они в городе работают. Поэтому единственная возможность выехать в центр города — это именно Дальневосточный и Октябрьская набережная или по Народной улице через Володарский мост, там снова пробки», — рассказывает Александр Плахотный.

Жители просят скорее построить им Союзный проспект. Пока он есть только на карте, но несколько десятков миллионов город уже умудрился на него потратить. Историю несчастного Союзного кратко приводит Александр Плахотный.

«Это несуществующая дорога — песок насыпан и обочина заасфальтирована, но машины по Союзному проспекту не ездят, хотя спроектирован он еще в 1967 году», — говорит житель квартала.

Первым поселенцам обещали, что Союзный будет построен в 2012 году. Но потом три компании бросали его, едва начав. Последней был петербургский «Пилон», пришедший на Союзный в 2017-м году, после двух обанкротившихся московских подрядчиков. Деньги они освоили, но проспект — не достроили.

Ужаснувшись тому, что наворотили предшественники, «Пилон» заявил, что на 100 млн рублей, выделяемых Смольным по тендеру, они исправить то, что сделали прежние подрядчики, не сможет. Город отказался увеличивать бюджет. «Пилон» с объекта ушел.

После городом была назначена комиссия «Водоканала», которая установила, что работы, проведенные прежними подрядчиками сделаны настолько некачественно, что их результаты следует демонтировать, прежде чем начать прокладку дороги. На этой стадии строительство зависло окончательно.

По словам Александра Плахотного администрация города надеется, что вопрос с Союзным проспектом, улицей Еремеева и Складской можно будет перевесить на инвестора, который возьмется за строительство ВСД. Но даже если это произойдет — то ВСД на этом участке — третья очередь. «Это лишь теория, но администрация района за нее очень сильно держится, не выделяя деньги, не стараясь продвигать вопрос решения проблем с дорогами», — считает Александр.

Вишенка на торте — мусоросжигательный завод в 20 метрах от жилого дома

По плану застройки в так называемой технической части квартала СУН-16А рядом с гаражами ФСО планируется строительство мусоросортировочного завода. «Если посмотреть документацию, то там написано, что для нужд завода необходимы полторы тысячи кубов газа в час — это говорит о том, что это будет мусоросжигательный завод. И ближайшее жилое здание на Складской, 5 находится в 120 метрах от него», — говорит Александр Плахотный.

Проект застройки квартала был сделан в 2009 году. Жители уже два года добиваются актуализации плана застройки с проведением общественных слушаний, где они бы могли высказать свои пожелания, но администрация чаяния жителей игнорирует.

Деревья, детские площадки, газоны — в следующей жизни

Квартал может претендовать на муниципальную власть только через пять лет после того, как на нем будут построены все здания. Только тогда квартал передадут муниципалам и те, в свою очередь займутся его озеленением и благоустройством дворов.

А пока дети из многодетных семей могут гулять вокруг болота, и резвиться на холме из золы.

Когда жители заикаются о парке или сквере, чиновники им отвечают — у вас есть прекрасное зеленое пятно вблизи квартала. Александр Плахотный смеется, вспоминая этот диалог с одним из чиновников — оказалось, что под зеленым пятном чиновник имел в виду — Киновеевское кладбище, расположенное между Дальневосточным проспектом и Октябрьской набережной.

«Сейчас мы сажаем зелень неофициально — с трудом достаем планы подземных коммуникаций, чтобы правильно сажать деревья. Все это очень проблематично, — говорит Александр. — Мне говорят — иди в муниципалы, но смысл? Я не смогу людям помочь, ведь я не смогу тратить деньги из бюджета на наш квартал — это будет нецелевое расходование средств».

ВСД мешает всем

На фоне того, что существующая транспортная сеть не отвечает современным реалиям, в районе уже не первый год бурно обсуждается проект платной магистрали — Восточного скоростного диаметра и Большого Смоленского моста.

Трассировка вызывает вопросы у жителей двух микрорайонов — Стеклянного городка — это МО Невская застава, и жителей ЖК Ладожский парк, затрагиваются интересы и жителей Красногвардейского района на Хасанской улице, вдоль которой будет идти магистраль.

«Мы, жители Санкт-Петербурга, считаем недопустимым строительство моста через р. Неву в створе ул. Фаянсовая — ул. Зольная, т.к. реализация этого проекта приведет к непоправимым неблагоприятным последствиям», — пишут жители в обращении к властям города и страны.

В июне жители объединились и отправили обращение по этому поводу на прямую линию президенту России Владимиру Путину. Но, как известно, на той прямой линии не прозвучало ни одного вопроса из Петербурга.

Жители предлагают вместо строительства ВСД модернизировать имеющуюся уличную дорожно-транспортную сеть, и выездов из города (двухполосная дорога на Колтуши), улучшить финансирование строительства метро, развивать инфраструктуру Невского района, строить детские сады, зон отдыха, школы, развивать общественный транспорт, так как именно недостаточное его развитие заставляет людей пересаживаться на автомобили.

К реализации проекта ВСД планируется приступить в 2025 году.
По мнению жителей Невского района, целесообразно для развития транспортной и пешеходной инфраструктуры района и города необходимо строить Большой Смоленской мост в створе ул. Коллонтай и Большого Смоленского проспекта.

Яблоновский сад — сад на месте бывшей свалки

В Невском районе СПб есть рекреационная зона бывшей Яблоновской городской свалки, законсервированной в 1986 году. Местные жители надеются организовать здесь парк. Активисты выработали предложения по благоустройству Яблоновского парка в проект Твой бюджет. На данный момент инициатива зарегистрирована и находится на рассмотрении.

«На данный момент это место является зоной отдыха для местного населения. При создании парка мы хотим сохранить эту традицию, улучшив условия отдыха (беседки, навес, камин, скамейки), но без ущерба для природы», — пишет Алексей Орлов, автор инициативы.

В его мечтах сделать в парке спортивную, детскую, пикниковую зоны — с контейнерами для раздельного сбора мусора. Также здесь предлагается проложить вело- и беговую дорожку с перепадами высот, зону для зимнего катания, эко-зоны. Парк также нуждается в освещении. Стоимость работ составляет 15 млн рублей.

Это не все проблемы Невского района

С приходом дождей жители Невского района столкнулись с неработающими ливневками — все видели, как утопала улица Тельмана на прошлой неделе.

По словам Константина Анохина первым пунктом его программы станет благоустройство территории вокруг школы на Дыбенко, 12, где находится полуразрушенный скейт-парк. «Там люди сами пытаются ремонтировать дорогу и часть ее выложена коврами», — рассказывает кандидат. — Местные жители сами их там кладут, чтобы было поменьше грязи".

Кирилл Бородин активист и кандидат в муниципальные депутаты в МО «Рыбацкое» говорит, что в реку Славянку кто-то сливает отходы, поэтому периодически вода в речке становится фиолетовой. «Надо заказывать экспертизу и искать источник», — говорит он.

Одни обещания

12 августа в администрации Невского района прошли общественные слушания по программе развития района до 2022 года. Красивый видео-ролик с программой появился во всех группах района.

Чиновники обещают жителям, что до 2022 года будет спроектировано и построено 16 детских садов на 3000 мест и 4 школы на 3877 мест. В докладе сказано «Для администрации района является приоритетным контроль за строительством новых объектов, в том числе новых образовательных учреждений», — жители бы, наверное, с ними не согласились. Обещают еще две детских школы искусства.

Администрация с гордостью рапортует о том, что уже год идет проектирование физкультурно-оздоровительного комплекса для воспитанников спортивной школы олимпийского резерва № 2 Невского района — правда не уточняет, когда оно будет закончено и когда начнется строительство.

Для жителей квартала СУН-16 стало новостью, что в 2022 году в рамках соглашения с ПАО «Газпром» планируется начать проектирование специализированного физкультурно-оздоровительного комплекса адаптированного для людей с ограниченными возможностями. До 2022 года еще далеко!

Ивановский карьер обещают благоустроить и очистить — когда — не говорят. До 2022 года благоустроят 54 дворовые площадки, построят 3 площадки для выгула собак — в рамках программы «Твой бюджет». В 2020 году появится тропа здоровья на улице Новоселов, к 2021 году будет благоустроена прибрежная территория реки Утка.

Есть в плане и развитие дорожной сети в СУН-16. В ролике говорится: «В ближайшее время планируется завершить строительство Союзного проспекета, улиц Еремеева и Складской» — что понимать под «ближайшим временем» — не понятно. В докладе говорится, что запланированы расширения Русановской улицы и Советского проспекта до 4-х полос. Это все про дороги.

В конце администрация Невского района презентует «флагманский» проект благоустройства вокруг метро проспект Большевиков в преддверии Чемпионата мира по хоккею. В него входит строительство амфитеатра экстрим-парка, зоной вай-фай, медиа-зоной, велопарковками, пандусами, скамейками и так далее. Кстати, деревьев, на плане нет.

В комментариях под 11-минутным видеороликом администрации жители отмечают, что по строительству дорог не обозначены сроки, а «амфитеатр» у метро — может легко превратиться в ТЦ.

share
print