Истории

Петербуржцы увидят фильмы Северных стран

В Петербурге начал свою работу XXIX Кинофестиваль «Послание к Человеку». Это — крупнейший кинофестиваль Северной столицы и один из старейших в России.

В этом году петербуржцы и гости города увидят спецпрограмму «Киноавангард Северных стран. Изображения движутся с Севера». Программа состоит из пяти кинопоказов и выставки видеоарта, включает в себя как классические, так и современные работы кинематографистов и видеохудожников из стран Северной Европы.

Программа проводится при поддержке Недель Северных стран в Санкт-Петербурге и Совета министров Северных стран.

Партнеры программы: Посольство Исландии в Москве, Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге, Датский институт культуры, Институт Финляндии в Санкт-Петербурге, Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге, комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и другие.

Расписание:

15.09 Фильмы Торбьорг Йонсдоттир (Исландия), Брюса Бэйли (США) и премьера фильма Йохана Йохансона (Исландия). Присутствует Торбьорг Йонсдоттир.

Будучи одним из пионеров поэтически-лирического подхода к созданию экспериментального фильма, основатель Canyon Cinema Брюс Бэйли стал важным автором и ориентиром для целых поколений кинематографистов, среди которых и Торбьорг Йонсдоттир. «Всю мою жизнь» — шедевр, который прекрасно иллюстрирует метод Бэйли во всей его простоте. Вы увидите его в этой программе вместе с фильмом «Прекращение», снятым отделом документального кино Canyon Cinema, то есть самим Бэйли и его друзьями, в 1966 году для небольшой общины индейцев возле Лейтонвилля, штат Калифорния.

В работе Торбьорг Йонсдоттир — кинопоэма, интимный портрет друга или члена семьи сочетается с видами исландских пейзажей, их (устной) мифологией и культурной кодификацией. В ее последней работе «Дерево похоже на человека» (2019 год) вместо исландской натуры мы видим встречу анимиста и шаманиста в колумбийских джунглях. Ее работы, снятые на 16-миллиметровую пленку, обманчиво прямолинейны, но на самом деле неуловимы.

После показа состоится специальное событие: российская премьера фильма Йохана Йоханнссона «Конец лета» (Исландия, 2014)

16.09 Вспоминая неровности топографии: фильмы Тинне Зеннер (Дания) и Ингер Лиз Хансен (Норвегия). Присутствуют оба автора.

Как в работах Тинне Ценнер, так и в работах Ингер Лиз Хансен — обе весьма заметные фигуры в альтернативном кинематографе Северных стран — пейзаж играет важную роль. Тонкие различия в их методах делают возможными взаимодействие и диалог. Исследование следов геологии и архитектуры с помощью продления времени в качестве мнемотехнического средства для проявления культурной и личной памяти, а также изучения процесса перевода стало преобладающим мотивом в работе Ценнер. Хансен же сжимает время, работает с покадровой фотографией и экспериментальной анимацией. Ее тоже интересует связь архитектурных структур и ландшафтов с работой памяти, и она исследует и выявляет эту связь с помощью разделения, изгиба и изменения кадра.

17.09 Хроматизм, пульсация и пустой экран. Авторы: Александр Гутке, Олле Хедман, Эркки Куренниеми и Ян Барк, Лео Рейс, Бьорн Люнинг, Мика Таанила, Кристин Одлунд, Лина Селандер, Эйно Руутсало, Йенс Йорген Торсен. Присутствует Мика Таанила (Финляндия).

Экспериментальное кино всегда стремилось к рефлексии своих способов производства и материальности носителя, к исследованию специфики и эстетических особенностей целлулоидной пленки множеством способов: подчеркиванием текстуры зерна, изменением цвета, экспериментами с киноаппаратами и механизмами, с проекцией как уникальным технологическим событием. Наша разноплановая программа хочет быть именно такой: предлагая широкий спектр возможных отправных точек, различные и дифференцирующие подходы к используемому материалу, как фотохимические, так и видеографические, имеющие дело с орнаментом, абстракцией, вмешательством в материал или его естественным разложением, она собрана вокруг понятий хроматизма и цветовых экспериментов, движущегося изображения как пульсации и вибрации и задается вопросом, может ли существовать такая вещь, как пустой экран.

18.09 «Киностудия Хельсинки» и не только. Авторы: Сеппо Ренвалл, Алли Саволайнен, Мика Таанила, Сами Ван Инген, Марьятта Оя, Денис Зиглер. Присутствуют Мика Таанила и Сами ван Инген.

«Киностудия Хельсинки» была коллективом кинематографистов и художников, также приглашавших авторов из-за границы для работы и организации семинаров в городе. Эта программа рассматривает некоторые из ранних работ киностудии с начала до середины 90-х годов, а также ее дальнейшую, весьма разнообразную деятельность. Работам первых участников, таких как Сеппо Ренвалл, Сами ван Инген, Алли Саволайнен, Марьятта Ойя, составит компанию перформанс Мики Таанила с двумя 16-мм проекторами «Зона тотального затмения».

19.09 Фильмы Гунвор Нельсон (Швеция) — программу представит Мартин Греннбергер.

Гунвор Нельсон родилась в 1931 году. Она самый известный в мире шведский режиссер экспериментального кино. Как художник она сформировалась в период своей жизни в Северной Калифорнии, в Сан-Франциско, в сообществе «друзей кинотеатра Каньон» (Canyon Cinema) и затем во время работы преподавателем в Художественном институте Сан-Франциско с 1970 по 1992 год. Ее ранние значимые фильмы, такие как Schmeerguntz (1965 год), «Пумы в тумане» (1967 год), «Меня зовут Оона» (1969 год), отличались сложным монтажом, использованием найденных кадров, повторяющихся и зацикленных эпизодов. За ними последовали работы с использованием многослойной анимации, коллажа, нанесения краски на поверхность пленки, а также ряд более новых работ, снятых на видео и представленных в виде галерейных инсталляций.

Два фильма в этой программе: «Кирса Николина» (1969 год) и редко показываемый фильм «Пять художников: БиллБобБиллБиллБоб» (1971 год), сделанный в сотрудничестве с Дороти Уайли, сняты Гунвор недалеко от ее дома при участии группы друзей-художников и членов семьи — это захватывающие и вдохновляющие документы своего времени.

Показы пройдут в малом зале кинотеатра Аврора с 15 по 19 сентября, с видео и 16-миллиметровой кинопленки, при участии режиссеров. Начала показов — 19 часов.

share
print