Истории

Болевые точки Петербурга — 2019

За три месяца я написала 19 материалов о проблемах районов Петербурга. Проблемы не с точки зрения чиновников или статистики, а исключительно те, которые волнуют самих жителей районов. Источниками стали не чиновники, а активные жители, примкнувшие или организовавшие свои сообщества по интересам, общественники, кандидаты в муниципальные депутаты или ставшие муниципальными депутатами местные активисты.

Для большинства из них было приятной неожиданностью, что мы проявили интерес именно к их местечковым казалось бы проблемам, которые город либо не замечает, либо делает вид, что не замечает.

Работа оказалась интересной, потому что это была в первую очередь работа с людьми и их интересами. В каждом районе — свои болевые точки, но можно выделить общие проблемы.

Для спальных районов, подвергающихся активной застройке, это в первую очередь проблема транспортной доступности. Наиболее остро обстоит дело в Пушкинском, Колпинском, Петродворцовом районах. Все въезды/выезды из города исчерпали свою пропускную способность и в часы пик люди, выезжающие на работу, вынуждены стоять в бесконечных пробках. Они ежедневно тратят на них по 3−4 часа своей жизни.

Ежедневно «стоят» три выезда из города Колпино — это Московское шоссе, Софийская улица и Шлиссельбургское шоссе (через Рыбацкое). До открытия Софийской улицы в пробке на Московском шоссе можно было провести 2,5 часа. А если бы Софийскую продлили от круга на Колпинском шоссе до Заводского проспекта, то ситуация стала бы еще лучше. Обещали в 2016-м, на дворе уже 2019-й, но все осталось, как было.

От Петергофа до ближайшего метро — 70 рублей на маршрутке и 80 на городском автобусе, который едет медленно, что называется, «останавливаясь у каждого столба». Через Новый Петергоф маршрутки идут транзитом, так что утром в час пик вероятность доехать до метро сидя практически нулевая.

К графику электропоездов у жителей тоже много претензий.

А сейчас в связи с грядущей транспортной реформой и отменой маршруток проблема грозит еще более обостриться. Если маршрутки отменят, то только городские автобусы не справятся с потоком пассажиров. Не планируются маршруты до метро Ленинский проспект из Петродворцового района. Специалисты КРТИ объясняют это тем, что резерв пропускной способности Ленинского давно исчерпан, и его необходимо разгрузить.

Рядом с Пушкинским районом проходит несколько крупных федеральных трасс— Пулковское и Московское шоссе, Витебский проспект и «Нарва». Все эти трассы забиты потоком людей, спешащих в город и обратно, и транзитным транспортом. Проблему могла бы решить объездная дорога, которая разгрузила бы дороги от транзита, но планы на ее строительство настолько туманны, что нет даже приблизительных сроков. Реконструкцию Колпинского шоссе обещают уже семь лет. Из Шушар в город есть всего один выезд. Не решена проблема ЖД переезда в Славянке.

И все это на фоне выдачи десятков новых разрешений на строительство жилых домов.

С такими же проблемами ежедневно сталкиваются и жители Курортного района, с ужасом ожидающие транспортной реформы. «В условиях редких электричек, маршрутки очень важны, при этом отменяют маршрутки от Старой деревни и Финляндского вокзала, ничем не заменяя, все должны ездить от Беговой и Черной речки», — рассказывает активист района Анна Шушпанова.

Кроме того, в Курортном районе идет печальный процесс разрушения уникальных памятников архитектуры, находящихся под охраной КГИОП. Со слов краеведов, эта охрана — одно название, потому что на восстановление памятников денег не выделяется, от чего преимущественно деревянные постройки, которые могли бы стать местом притяжения туристов, гниют и разрушаются в забытьи.

Жителям пригорода приходится следить и за застройкой пляжей — в Солнечном и Зеленогорске благодаря их бдительности удалось остановить строительство двух апарт-отелей без разрешения, но под носом у отдыхающих. Странно, что этого не замечала администрация района.

В Красносельском районе, где нет ни одной станции метро, одной из причин заморозки строительства красносельско-калининской ветки стал чемпионат мира по футболу — 2018. Городские власти приняли решение отложить строительство станций «Юго-Западноя» и «Путиловская» в пользу «Беговой» и «Новокрестовской».

Жителей спасают только маршрутки. Но грядущая реформа лишит их и этой возможности добраться до метро.

Второй по важности практически для всех районов города, кроме, пожалуй, центральных, является проблема с социальной инфраструктурой. В районах, где ведется массовая застройка многоэтажными жилыми комплексами, не строят детских садов, школ и поликлиник.

Одной из причин является отсутствие строгих обязательств у застройщика, но немало и ситуаций, где процесс тормозят именно городские власти. Яркий пример — социальный квартал в Невском районе СУН-16 на месте деревни Клочки, где недавно рядом с отвалом золы президент России Владимир Путин открывал памятник писателю Даниилу Гранину.

Квартал на 20 тысяч жителей начали строить в 2013 году. Его заселили многодетными семьями, инвалидами-колясочниками, ветеранами боевых действий, выпускниками детских домов и ПНИ. Однако в районе нет ни школ, ни детских садов, ни поликлиники, ни даже дорог и проездов. Есть болото на месте школы и огромная свалка — золоотвал — посреди квартала, который власти за шесть лет не могут вывезти.

В ноябре жителям сделали подарок — памятник писателю Даниилу Гранину, на его открытие приезжал президент России Владимир Путин. К его появлению местные власти навели декор: накрыли сеткой золоотвал и долгострой, в спешном порядке сделали дополнительные выезды, засыпали гравием дорожки, покрасили заборы и помыли улицы. Плакаты о золоотвале, детских садах и школе, которые жители развесили на балконах, заставили снять.

Страдают от нехватки детских садов и школ в Приморском и Выборгском районах. В Приморском районе приостановлено строительство школы на 550 учащихся на Шуваловском проспекте, участок 144, на территории ЖК «Новая Каменка» (СК «РосСтрой») с 2014 года брошена школа на 825 мест из-за банкротства застройщика. А в ЖК «Граффити» (ООО «Форум») к возведению школы на 975 учеников (Пригородный, уч. 23) до сих пор так и не приступили. Хотя школа должна была быть сдана в апреле 2019 года.

По численности Калининский район сейчас занимает второе место в городе. Здесь тоже не строятся объекты социальной инфраструктуры, дороги и скверы, в результате новоселы заезжают в дома посреди полей и свалок, без дорог, освещения и тротуаров. К примеру, такая ситуация сложилась в трех новых кварталах — «25−26 квартал», «24−27 квартал» и «36 квартал».

Жалуются на отсутствие школ и садов шушарцы. Проектная мощность имеющихся двух школ № 459 и № 93 — 1855 учащихся. По факту в них учится 3246 человек. Проектная мощность имеющихся садов — 770 мест. Фактическая наполняемость — 1754 ребенка. Без мест остались 420 детей, это три садика по 140 мест.

В Московском районе жалобы жителей аналогичные. В 1990-е и 2000-е на месте теплиц фирмы «Лето» и на территории мясокомбината «Самсон» началась плотная жилая застройка. В квартале появилось много высотных домов, настолько много, что число квартир на данный момент примерно равняется 14 тысячам, а число жителей увеличилось до 30 тысяч. Но несмотря на огромное количество людей, школа в квартале так и не появилась.

Жилой комплекс «Северная долина» в Выборгском районе является одним из крупнейших проектов комплексного освоения территории в городе. Его начали возводить в 2009 году. На сегодняшний день тут сданы более 2 млн кв. метров жилья. По официальным данным в Северной долине живут более 30 тысяч человек. По неофициальным — в три раза больше. «Северная долина» обещает, что к моменту завершения проекта в районе будут работать 12 садов и 10 школ, станция скорой помощи, детская и взрослая поликлиники, пожарная часть и полицейский участок. Жители требуют, чтобы все это строилось уже сейчас, а не в последний момент, потому что и поликлиники, и школы, и полиция, и пожарная нужны тем, кто уже живет в новом квартале.

Жалуются петербуржцы на неприятные запахи и опасные свалки, сбросы отходов производства в реки и каналы. В Кировском и Красносельском районах жители давно ведут борьбу со сбросами сточных вод и отходов в речку Новая и ищут виновников запахов гари, навоза и «еще чего-то противного», заполняющего улицы проспекта Ветеранов и всего юго-запада по вечерам.

В Приморском районе жители страдают от асфальтобетонного завода «АБЗ-1» — расстояние от него до ближайшего жилого дома порядка 100 метров. Жители Коломяг жалуются, что предприятие отравляет воздух, по их словам, у них участились приступы астмы и удушья. Жить рядом с предприятиями невозможно из-за едких запахов фенола, асфальта и гари. Коломяжцы призывали власти Петербурга перенести эти заводы в другое место, подальше от жилой застройки. Но в комитете по развитию транспортной инфраструктуры посчитали, что оптимальным решением вопроса станет проведение «модернизации предприятий для снижения негативного воздействия на окружающую среду».

Жители Фрунзенского района назвали одной из главных бед района — отсутствие нормального благоустройства. В районе нет ни одной специальной площадки для выгула собак, а в некоторых скверах прогуляться можно только днем из-за отсутствия освещения. Жители отмечают также плохое состояние проездов внутри дворов и детских площадок. Во Фрунзенском районе есть и своя особенная «боль», по поводу которой жители спорят до сих пор: сносить или перестраивать пешеходные переходы через проспект Славы, которые в народе прозвали «краб» и «креветка» — из-за их формы. В зимнее время эти переходы становятся особенно опасны из-за отсутствия навесов. Кроме того, они существенно удлиняют маршрут пешеходов, не под силу инвалидам и людям пожилого возраста.

В Кронштадте готовятся к большим переменам — в связи с началом работы Проектного офиса по стратегическому развитию Кронштадтского района Санкт-Петербурга. По мнению его руководителя, спецпредставителя губернатора по экономическим вопросам и бывшего главы комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолия Котова, на изменение Кронштадта уйдет немало денег. Но потраченные средства окупятся благодаря туристам и инвесторам. Пока же Кронштадт по итогам 2018 года по социальным показателям является худшим районом Петербурга: здесь самые низкие зарплаты, обеспечение жилой площадью, этот район лидирует по уровню смертности. Город ждет инвесторов, готовых вложиться в дорогой проект.

На некачественное благоустройство, плохую уборку улиц от снега и грязи, разваливающийся старый фонд и отсутствие зелени жалуются также жители Адмиралтейского, Василеостровского, Центрального и Петроградского районов.

Мария Тиника, жительница Васильевского острова в 2018 году начала проект «Деревья Петербурга».

Ее исследования проблемы дали шокирующие результаты: вся забота чиновников о деревьях заключается в спиливании заболевших экземпляров. Компенсационные посадки не заменяют того объема зелени, который был в городе раньше — Петербург попросту лысеет. Деревья не берегут, не лечат, ими не дорожат. За оставшиеся в Центре скверы жители борются до последнего. В Центральном районе, самом плотно населенном районе города, на 220 тысяч человек приходится всего 4,4 м² зеленых зон. И в этих условиях чиновники отдают «Сад на Неве» под застройку Судебному кварталу.

В Петроградском районе под парк «Тучков буян» отдали участок на берегу Малой Невы. Но работы на участке засекречены и ведутся даже по ночам. Депутат Закса Борис Вишневский требует пустить на стройплощадку активистов, общественников и экологов и провести независимое экологическое обследование территории.

Жители Василеостровского района также жалуются на нехватку парков и садов. По нормативным документам для районов исторической застройки Петербурга на одного жителя должно приходиться 6 квадратных метров зеленых зон. На Васильевском острове из положенных 6 «квадратов» на человека приходится 3,6 кв. м.

В Адмиралтейском районе особая проблема — нерасселенные коммунальные квартиры. По данным Смольного на 1 августа 2019 года в районе 7742 коммунальные квартиры, в которых проживает 25 906 семей. Часть Адмиралтейского района находится на южном берегу Обводного канала, где проходит граница так называемого серого пояса, а раньше располагались промышленные предприятия. Теперь там идет активная застройка и реновация бывших промзон. Здесь проблемы те же, что и в спальных районах — отсутствие инфраструктуры и рекреационных зон.

Как выяснилось, у петербуржцев, живущих в разных районах города, много схожих проблем. Можно выделить три основных беды: транспортная напряженность: пробки и отсутствие планирования сети дорог с учетом строительства новых домов, нехватка объектов социальной инфраструктуры: школы, сады, поликлиники, и общая проблема для всех — сохранение зеленого фонда: парков, садов, скверов и отдельных деревьев вдоль улиц и бульваров, которые тоже безвозвратно исчезают из городского пейзажа.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

share
print