Новости

Культура имеет право на защиту с помощью силы

Эрмитаж в новой реальности должен стать глобальным музеем, причем в мире таких музеев просто нет. Возможно, только Лувр и Британский музей могут быть такими.

Идею Эрмитажа как глобального музея сегодня провозгласил его директор Михаил Пиотровский, выступая на традиционной пресс-конференции в Эрмитажном театре. Ведь сегодня 7 декабря — День Святой Екатерины, День Эрмитажа.

В музей стояла огромная очередь — сегодня посещение было бесплатным. Пиотровский рассказал, что с 1 января на сайте музея будет специальная кнопка — очередь станут транслировать в режиме on-line, в принципе, удобно: увидел, что слишком много народу, а на улице мороз — и не поехал. А вообще, конечно, 4 млн 500 тысяч посетителей в этом году — цифра огромная, причем 1 млн 200 тысяч — это те, кто посещают музей бесплатно — дети, студенты, пенсионеры.

Пиотровский рассказал, что сейчас Эрмитаж разворачивается в глубь страны — его филиалы открываются и будут открываться в регионах. Уже существует «Эрмитаж-Выборг», «Эрмитаж-Казань» «Эрмитаж-Сибирь», будут филиалы во Владивостоке и Екатеринбурге. В своем же глобальном развитии Эрмитаж не только открывает филиалы, но и, как рассказал Михаил Пиотровский, для этого нужно, чтобы музей развивался не по вертикальной системе, а по горизонтали. Ведь у глобального музея слишком много задач, и только горизонтальное развитие дает возможность их осуществления: это выход в пространство — от Дворцовой площади до разных стран, это общение в соцсетях, это участие в форумах. «Вертикально весь мир управляется плохо, надо развивать горизонтальное управление», — сказал директор Эрмитажа.

Пиотровский, назвав годовой бюджет музея в 5 млрд рублей и среднюю зарплату по Эрмитажу в 70 тыс рублей, подчеркнул, что музей совсем не создан для зарабатывания денег, хотя 55 процентов средств своего бюджета Эрмитаж зарабатывает сам. Но, как говорит директор Эрмитажа, «культура и благотворительность не бизнес». Глобальный музей — это открытость музея. Причем степень своей открытости он определяет сам. Но вместе с тем именно на открытости глобального музе основана и его защита — защита эрмитажных традиций от попыток передела музея, от передачи предметов в церковь, вопрос о перемещенных ценностях во время Второй мировой войны. Пиотровский говорил, что у культуры есть свои права, и они могут отличаться от прав человека. И культура имеет право на защиту, в том числе и с помощью силы — пример Пальмиры этому свидетельство.

share
print