Истории

«Архитектура Блокады» — как это было

В годовщину полного снятия блокады Ленинграда — 27 января 2020 года в Петербурге в Доме кино состоится премьера фильма «Архитектура Блокады», созданного при поддержке фонда «Сохраненная культура» режиссером Максимом Якубсоном.

В осажденном Ленинграде оставались сотни архитекторов — людей одной из самых созидающих, мирных профессий. Что делали они, как сложились их судьбы, тесно переплетенные с судьбой города?

bf2.jpg

Ленинград — город, создававшийся как имперская столица, город музеев и памятников — защищался, он должен был вывезти в тыл, что мог вывезти, укрыть от врага то, что мог. Авторы фильма первоначально хотели сделать кино о маскировке: городских доминант — шпилей и куполов, вокзалов, правительственных зданий, других стратегических объектов. Рабочее название фильма было как раз таким — «Маскировка Ленинграда». Но потом, по мере погружения в тему, авторы убеждались, что контекст намного шире — фильм должен быть о том, как люди разных профессий взаимодействовали друг с другом, чтобы спасти город, как они вели диалог с самим городом — осажденным, страдающим. И как теперь мы воспринимаем, ощущаем то время.

bf1.jpg

Фильм получил название «Архитектура Блокады» и авторы определили его как фильм-расследование: изучили множество документов, свидетельств очевидцев, расспрашивали ныне живущих блокадников и потомков блокадных архитекторов.

Итак, что делали в осажденном городе архитекторы, не ушедшие на фронт и не уехавшие в эвакуацию? Строили оборонные рубежи и укрытия для жителей города, маскировали промышленные, стратегические и оборонные объекты, сохраняли памятники, фиксировали разрушения, руководили аварийными и восстановительными работами, рисовали блокированный город — у многих были специальные разрешения, позволявшие это делать, и разрабатывали план по восстановлению и развитию Ленинграда после войны и проекты триумфальных победных арок. Жили и умирали в Ленинграде.

«Переживания сегодняшнего дня слишком сильны, чтобы иметь волю писать трактат, монографию, нет сил для такой активной работы, требующей систематического изучения источников. Гораздо легче смотреть внутрь себя. Образы виденного всплывают в сознании. Прогулки по Ленинграду — вот форма, которая сейчас для меня доступна», — так писал в своем дневнике архитектор Лев Ильин, который в 1941−42 годах был научным консультантом и руководителем группы обмеров Отдела охраны памятников, занимался инспектированием маскировочных работ. Лев Александрович погибнет на Невском от артобстрела — 11 декабря 1942 года. Останутся его десять тонких школьных тетрадок — его «Прогулки по Ленинграду», которые станут книгой лишь через несколько десятилетий, уже в новом веке. Образ архитектора Ильина станет связующим в спектакле петербургского режиссера Яны Туминой и писателя Наталии Соколовской «Гекатомба» — о блокадном городе и его людях. Съемочная группа «Архитектуры Блокады» была и на репетициях и на спектакле — фрагменты из него вошли в фильм, и не только — ткань спектакля оказалась настолько созвучна создателям фильма, что они использовали в кадре в городском пространстве кукол в человеческий рост работы театрального художника Киры Камалидиновой — тех самых кукол из спектакля «Гекатомба».

Фильм раскроет перед зрителем факты, о которых многие из нас даже не подозревают.

Вот, например, маскировка отважными альпинистами городских доминант. Мы знаем имена Михаила Боброва, Алоизия Зембы, Александры Пригожевой, Ольги Фирсовой, Михаила Шестакова. Михаил Михайлович Бобров прожил дольше всех них, ушел из жизни совсем недавно — его интервью есть в фильме. Но вот прежде чем принять решение о маскировке, в городе прорабатывался вопрос о возможном сносе ряда памятников с высокими шпилями. Да и угроза сноса Александровской колонны на Дворцовой площади тоже была — там хотели разместить аэродром.

«Документальное кино — это всегда история о людях» — говорит режиссер Максим Якубсон. Герои этого фильма — это и Николай Баранов — архитектор, с 1938 по 1950-й, вплоть до «Ленинградского дела» — главный архитектор Ленинграда, и Николай Белехов, архитектор и реставратор, в годы войны возглавивший ГИОП, и архитектор Яков Рубанчик, оставивший нам целую серию рисунков блокадного города.

bf4.jpg

Фильм «Архитектура Блокады» — это фильм личных историй. Потому что Виктор — внук Александра Наумова, одного из авторов Генплана Ленинграда 1939−1941 гг. и довоенного плана маскировки города, обеспечившего защиту памятников и создание укрытий для жителей. Вот Виктор Наумов в кадре беседует с настоятелем Петропавловского собора архимандритом Александром (Федоровым) — внуком Николая Баранова. Александр Наумов и Николай Баранов в годы блокады работали вместе, да и жили в блокадную зиму в Архитектурно-планировочном управлении на улице Зодчего Росси. В фильме «Архитектура Блокады» о том времени вспоминает и Нора Явейн, вдова архитектора Игоря Явейна, который руководил маскировкой ленинградских вокзалов.

У оператора фильма Георгия Поротова жива бабушка-блокадница. Она тоже стала героиней фильма — звучит ее рассказ о блокадном городе, о том, где она жила в блокаду — на углу Полтавской и Старо-Невского. В одном из интервью Поротов вспоминает ее рассказ — как вбежала в подворотню во время обстрела, вместе с ней вбежала раненая женщина. Вся в крови — оказалось, что ей осколком оторвало руку. И вот они стояли и ждали отбоя тревоги. Такое нам сейчас даже представить себе невозможно.

Среди участников фильма «Архитектура Блокады» доктор исторических наук Никита Ломагин, военный историк Вячеслав Мосунов, первый заместитель председателя КГИОП Петербурга Александр Леонтьев, начальник отдела КГИОП Юлия Бахарева и другие. Фильм пройдет в Петербурге единственный раз в Доме кино — 27 января, начало в 19 часов, вход свободный.

share
print