Истории

Как в Петербурге буксует мусорная реформа

В России стартовала реформа, цель которой — довести уровень утилизации мусора к 2024 году до 60%. Сейчас мусор в основном захоранивают на полигонах. В Петербурге процент переработки еле дотягивает до 20. Везде, кроме Петербурга, Севастополя и Москвы, реформа обращения с отходами стартовала в сентябре прошлого года. Трем городам дали отсрочку до начала 2022 года. С ситуацией в Петербурге разбиралась корреспондент MR7.

После декабрьской пресс-конференции Владимира Путина, где поднимался вопрос по мусорной реформе в Петербурге, губернатор города Александр Беглов пообещал «не тянуть» и начать «входить» в реформу уже в этом году. Однако эксперты и экологи считают, что губернатор все-таки «затянул» и коронавирус тут ни при чём. Все, что было сделано с тех пор, — это территориальная схема обращения с отходами, которую некоторые эксперты называют «бессмысленной».

Петербург получил отсрочку, скорее всего, по причине фактического провала реформы к первоначально запланированному сроку.

Основные задачи решены не были: не определен региональный оператор для южной зоны города, нет договоренностей с Ленобластью о взаимодействии, в Комитете по благоустройству нет чиновника, ответственного за проведение реформы, — в мае с этой должности ушел зампредседателя комитета Кирилл Пащенко курировавший реформу. Замена ему до сих пор не найдена

Мусор на полигонах, оператора южной зоны нет

В Ленобласти дела идут активнее. Возможно, это связано с грядущими выборами главы региона. В конце июля Управление по обращению с отходами стало Комитетом, что повысило статус этого учреждения. По словам губернатора области Александра Дрозденко, это первый шаг в вопросе ужесточения контроля, за движением мусора по региону. Дрозденко также планирует создать управляющую компанию по обращению со строительным мусором, ввести специальные QR-коды для транспорта и поднять штрафы за несанкционированные свалки в 10 раз. Это делается для того, чтобы упорядочить движение мусоровозов из Петербурга и предотвратить появление новых нелегальных свалок.

Что в это время происходит с реформой обращения с отходами в Петербурге, старт которой намечен на 1 января 2022 года? По факту ничего — весь мусор по-прежнему вывозится на областные полигоны, «оставляя» неизвестную долю на нелегальных свалках в ближайших к городу районах.

Согласно официальным данным, только 20% отходов в городе перерабатываются.

«Мы не будем тянуть. О чем говорил президент — он дал ускорение нам с губернатором Ленинградской области, и мы начнем постепенно входить в эту реформу уже в 2020 году», — сообщил губернатор Петербурга Александр Беглов журналистам 19 декабря 2019 года после ежегодной итоговой пресс-конференции Владимира Путина, где журналист Виктор Смирнов спросил об этом президента.

Впрочем, по мнению экс-заместителя председателя комитета по благоустройству Петербурга Кирилла Пащенко, вся подготовительная часть реформы уже проделана, а теперь настала пора «входить в активную фазу»: «Необходимо было разработать территориальную схему — ее разработали и утвердили. Надо было принять региональную программу — разработали, утвердили. Это основные институциональные вещи, которые нужно было сделать. Также мы реализуем свою региональную часть нацпроекта „Экология“. Мы провели процедуру по выбору регионального оператора по южной и северной зонам. По северной зоне региональный оператор устоял — это завод МПБО-2. По южной части надо провести новый конкурс и выбрать оператора. Я бы на месте курирующего вице-губернатора (Николая Бондаренко — прим ред.) уже объявлял».

В комитете по благоустройству MR7 ничего конкретного по поводу конкурса не ответили: «Сроки проведения конкурса на определение регоператора по обращению с ТКО в Южной зоне пока не назначены в связи с правом городов федерального значения на отсрочку в рамках федерального законодательства».

Петербургу пришлось догонять Ленобласть

Петербургский мусор — головная боль наших соседей. Две трети отходов, которые «оседают» в Ленобласти, — это завозной, петербургский мусор. Захоранивать его в городе запрещено законом. Область хочет эту проблему монетизировать, создав единого на оба региона оператора по обращению с отходами.

Еще в мае губернатор Ленобласти Александр Дрозденко написал письмо президенту Владимиру Путину, в котором предложил для решения проблемы с отходами выбрать единого для области и города регионального оператора. Губернатор области аргументировал свое предложение тем, что потоки отходов, поступающие в Ленобласть из города, сложно отследить:

«В целях прекращения неконтролируемого перемещения отходов из Петербурга в Ленобласть … представляется целесообразным создать новую структуру — единого межрегионального оператора по обращению с отходами как Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области».

«Это должно позволить объединить все потоки городских и областных отходов и реализовать единую стратегию развития объектов обработки, утилизации и размещения отходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, удовлетворяющую жителей двух субъектов Российской Федерации», — говорится в письме, имеющемся в распоряжении редакции.

10 июня в ходе рабочей встречи с губернатором Ленинградской области президент одобрил инициативу Александра Дрозденко и посоветовал двум губернаторам попробовать «работать вместе».

Кирилл Пащенко считает, что Ленобласти единый регоператор выгоднее, чем Петербургу: «Петербург производит от 1 миллиона 800 тонн до 2 млн 400 тонн отходов в год, Ленобласть — порядка 700 тысяч тонн. У нас хоть МПБО-2 есть, который обеспечивает переработку 20% отходов. А Ленобласть свои 700 тысяч тонн переработать не могут. У них нет мощностей. Они не занимаются ни строительством этих объектов, ни созданием новых полигонов. По моей экспертной оценке, существующие в ЛО полигоны либо уже исчерпали свои мощности, либо на пределе.

У регоператора ЛО есть пять небольших полигонов размером каждый 5 Га. Силами их регоператора решить вопрос Петербурга просто невозможно".

Первая реакция Смольного на предложение Дрозденко была отрицательной: 6 июля в СМИ появился проект письма, в котором Александр Беглов объясняет главе Минприроды Дмитрию Кобылкину, что идея единого оператора Петербургу не подходит. Одна из причин заключается в том, что емкости расположенных в Ленобласти полигонов хватит только на два года, а новые площадки не строятся. Однако уже через 10 дней Беглов согласился с предложением Дрозденко.

В новом проекте письма министру природных ресурсов и экологии Дмитрию Кобылкину Беглов сообщил, что считает «возможным осуществлять взаимодействие с правительством Ленинградской области в рамках совместной работы по переработке, утилизации и размещению ТКО по координации двух субъектов по созданию Единого оператора».

Пресс-служба комитета по благоустройству Санкт-Петербурга подтвердила эту информацию: «проводится работа по вопросу о целесообразности создания единого оператора двух субъектов».

Мертворожденная схема

Член экологического Совета при губернаторе Ленобласти Юрий Кваша считает, что после решения о едином регоператоре необходимо создавать новую территориальную схему обращения с отходами Петербурга и области: «Та схема, которая была принята в городе — мертворожденная, это была изначально бессмысленная работа, потому что она должна была быть согласована с областью, должна была быть выработана единая схема движения отходов, маршрутизация отходов. Основной образователь отходов — это город Санкт-Петербург, и основная масса отходов размещается в Ленобласти».

Непрозрачность вывоза отходов способствует появлению огромного количества несанкционированных свалок — как в области, так и на городской территории: «В этой мутной схеме отходы сейчас можно вылить в реку, сбросить в лес, выкинуть на участок Всеволожского или Гатчинского района, не совершая полный цикл их обезвреживания. Это позволяет спекулянтам и недобросовестным образователям отходов зарабатывать на этом сумасшедшие деньги», — считает Юрий Кваша. Четкая маршрутизация позволит оценить точное количество отходов и у государства появится обязанность эти отходы обезвреживать и перерабатывать во вторичные продукты: «Тогда мы будем понимать, что из этого баланса отходов не выпадает ни один килограмм. Мы будем видеть конечную судьбу каждого отхода в его разрезе — от образователя до конечного потребителя и конечной точки их обезвреживания и захоронения. Если маршруты отслеживать и сделать прозрачными, то у нас не будет незаконных свалок».

Причину, по которой внедрение реформы затягивается, Юрий Кваша видит в том, чтобы довести ситуацию до критической, а потом сказать: «Мы сейчас задохнемся от количества накопленного мусора, поэтому нам лучше все сжечь. А потом построят мусоросжигательный завод. Прямая обязанность города — предложить выгодную для области и для города терсхему и взять инициативу в свои руки. Но пока я не вижу специалиста в Комитете по благоустройству, который мог бы профессионально эту работу выполнить».

Пришел новый губернатор — и «ничего не произошло»

Экологи считают, что город вообще пошел не тем путем. Перед тем, как прописывать маршруты движения уже произведенных отходов, необходимо в первую очередь продумать, как добиваться предотвращения образования отходов.

Председатель Экологического союза Петербурга Семен Гордышевский считает, что создание единого оператора для двух регионов приведет к росту тарифов и строительству мусоросжигающих заводов.

«Это прямой путь к монополизму с вытекающими последствиями: рост тарифов, лоббирование крупных мусоросжигательных заводов, потому что это большой бизнес, им это выгодно, — деньги текут рекой, ничего делать не надо. А то что потом мы все травимся этим — это их не интересует. Не важно даже, кто именно будет этим региональным оператором, даже если он будет потенциально хорошим — он все равно станет монополистом. Негативные последствия неизбежны», — говорит Гордышевский.

Он предлагал Смольному другой, новаторский, проект «мусорной реформы» — Петербург мог бы выступить в качестве экспериментатора, «чтобы показать всей стране», что можно решить вопрос в рамках рыночной экономики, оставив 10 — 20 операторов и позволив им конкурировать друг с другом.

«Поскольку нам дали отсрочку, у нас было время дать свои предложения, можно было сделать опытный проект по другой модели „без единого оператора“. Мы могли бы показать, как раз рыночную схему, когда перевозчики продолжают работать в условиях рынка со всеми своими образователями отходов, а регулятор занимается тарифами, выдачей лицензий, порядком на рынке. Это мог бы делать и Комитет по благоустройству — с условием усиления его кадрами. Но никто не хочет этим заниматься. Пришел новый губернатор, прошел год, и мы видим: ничего не произошло. Интереса к этому нет», — заключает Гордышевский.

Со своей стороны на Ленобласть давит полпредство в Северо-Западном округе. До конца октября должны быть вывезены 42 тысячи тонн отходов с площадки завода МПБО-2 в Янино. Считается, что лоббистом этой идеи стал замполпреда президента в СЗФО Вадим Потомский, близкий к губернатору Петербурга Александру Беглову.

Высший пилотаж по росту отходов

Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша также считает снижение количества отходов приоритетным направлением в работе с мусором. Для того чтобы понять, как их снижать, нужно провести морфологию образующихся отходов: определять состав твердых бытовых отходов по видам материалов. «Петербург должен выяснить, какие отходы можно прямо сейчас отправлять на переработку, а какие нельзя, даже если они раздельно собранные, и предпринимать меры по снижению количества отходов. Петербург ничего не делает», — рассуждает эколог.

По мнению специалистов, город должен разработать программу сотрудничества с малым и средним бизнесом, которые заинтересован в раздельном сборе отходов — чтобы уменьшить количество смешанного мусора, потому что региональный оператор этим заниматься не будет.

«Высший пилотаж — понимать, что работа с отходами начинается на стадии проектирования», — говорит Анна Гаркуша.

«В нашей территориальной схеме заложен постоянный рост количества отходов, — поясняет Семен Гордышевский. — Как предотвращать образование отходов? Надо с одной стороны, работать с населением, чтобы люди понимали и меньше покупали разовую упаковку, с другой стороны — надо работать с бизнесом, чтобы ему стало выгодно производить продукцию, где меньше упаковки. Надо стимулировать их, прописывать механизмы. Ничего этого не сделано. Предотвращение образования отходов — это ключ к решению проблемы, — А мы этот ключ даже не примерили к замку — ничего не делается: с населением работают только волонтеры, а бизнес сам крутится и у него ничего не получается».

share
print