Истории

Она слушала многих, но делала по-своему

В музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме представили уникальное издание — альбом «Офорты Веры Матюх», изданный всего в сорока экземплярах коллекционером графики и издателем гравюр Кириллом Авелевым. Альбом был подготовлен к изданию коллекционером Николаем Кононихиным.

В этом году 20 августа исполнилось 110 лет со дня рождения ленинградского художника Веры Матюх. Планировалась большая выставка в музее Ахматовой, но эпидемия нарушила эти планы. Николай Кононихин, познакомившийся с Верой Федоровной в 90-е годы, к 110-летию художницы написал книгу «Вера. Жизнь и творчество Веры Матюх».

Когда книга уже готовилась к печати, произошло событие, благодаря которому и были напечатаны офорты: в старом сарае на комаровской даче внук Веры Матюх Петр Порай-Кошиц случайно нашел и передал Николаю Кононихину авторские цинковые доски — несколько десятков. Из них восемь были в таком состоянии, что оказались пригодны для печати. Уникальный случай, когда спустя практически 80 лет офорты были напечатаны с авторских досок. Пять из восьми офортов вошли в альбом.

Но прежде — о Вере Матюх, художнике, прожившем долгую жизнь (1910−2003), Вера Федоровна работала практически 70 лет, оставив большое наследие. В книге «Вера» Кононихин пишет о том, как в Берлине в 1010 году в семье российского студента, сбежавшего в Германию от преследования властей за политическую деятельность, и молодой немки родилась девочка. Как родители вернулись в Россию, думая, что скоро заберут ребенка, но началась Первая мировая, и Вера смогла приехать уже девушкой, не зная ни слова по-русски, в Харьков, в СССР. Начала учиться на художника, так как мама считала — если не умеешь говорить по-русски, то тогда рисуй. Потом был Ленинград, знакомство с Павлом Кондратьевым и художниками его круга — знаменитый «Горком художников», что в Кузнечном переулке. Знакомство и учеба у Елизаветы Кругликовой. Много работы. Война и первая блокадная зима, когда Вера осталась в городе с грудным сыном на руках и пришлось, как она вспоминала потом, чтоб выжить буквально охотиться на кошек — съели восемь — чтобы выжить. Эвакуация в Казань, где она создаст свой «Казанский цикл» — будни тылового города.

Итак, альбом офортов — изящно изданный, снабженный обстоятельным текстом Николая Кононихина. Издать его стало возможным после реставрации досок, выполненной печатником Александром Михайловым, при поддержке собирателя современного искусства Игоря Суханова. Николай Кононихин провел серьезную исследовательскую работу по атрибуции и датировке, включая сравнительный анализ довоенных офортов с современными оттисками, чтобы издание этого альбома стало возможным. Пять офортов. Один датирован концом 1930-х годов и назван «Дома» — типичный пейзаж непарадного Ленинграда заставляет вспомнить работы Дмитрия Митрохина, его внимательное вглядывание в окраины Петроградской стороны. Второй — «Разделывают тушу» — датирован 1941-м, но это еще не война. Офорт «Ожидание» — это сороковые годы, и два офорта Казанского цикла — времени эвакуации.

Один из сорока альбомов Игорь Суханов подарил музею Анны Ахматовой — офорты, несомненно, займут свое место на юбилейной выставке, которая состоится пусть не в этом, но в следующем году. В собрании музея есть работы Матюх, а в 2017 году прошла масштабная выставка «Ленинградская литография. Место встречи», посвященная состоявшейся 55 лет назад выставке в Лондоне и Нью-Йорке работ 27 художников знаменитой ленинградской литографской мастерской, среди которых была и Вера Матюх, которую организовал коллекционер Эрик Эсторик. Это была триумфальная выставка — статьи о ней были на первых полосах британских и американских газет.

У Веры Матюх была очень долгая творческая жизнь. Кононихин в книге «Вера» пишет, что Матюх называли «самой левой художницей ЛОСХА — Ленинградского отделения Союза художников: «Она слушала многих, но делала все по-своему и оказалась способной воспринять и развить полученные идеи в свои формы, монументально выразить «пластический образ времени от «оттепели» до «перестройки».

share
print