Истории

Сохранить тень: На стене Шереметевского сада открыли выставку о Бродском

Но интерактивную выставку «Иосиф Бродский. Сохрани мою речь навсегда» можно посмотреть до конца года.

Ночь искусств в Петербурге нынче проходит онлайн. В Шереметевском саду у музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме играет музыка, но зрителей и слушателей нет — все можно увидеть в компьютере, в гаджете — такие времена.

Но интерактивную выставку «Иосиф Бродский. Сохрани мою речь навсегда» можно будет увидеть и сегодня в онлайн, и завтра, придя в сад. До самого конца года. В саду, в свободном доступе. Идя вдоль садовой стены, вглядываясь в возникшее на ней пространство, абсолютно свободно можно читать стихи, разглядывать предметы, слушать голос поэта, шум — чьих-то молодых голосов, звяканья посуды, шума часов, музыки, шагов.

20201102_112813.jpg

Галина Артеменко / MR7

Это «настенное» пространство — выставку, рассчитанную, прежде всего, на подростков, придумали петербургский театральный режиссер Яна Тумина («Гекатомба», «Канатоходцы», «Колино сочинение», «Я Басё» и еще целый ряд блестящих золотомасочных спектаклей) и творческая мануфактура «ПТХ» — Маша Небесная и Женя Исаева, и сотрудники музея Анны Ахматовой.

Придумали, вдохновившись фотографиями «полутора комнат» коммунальной квартиры в Доме Мурузи на Литейном, 24, где Иосиф жил с родителями, жил вплоть до 1972 года, до вынужденного отъезда в эмиграцию. Выставка — о свободе, о творчестве, о том, что можно вчитываться и вглядываться, открывая для себя строки поэта и узнавая уже знакомые.

20201102_121423.jpg

Галина Артеменко / MR7

Те, кто много раз бывал в Шереметевском саду, помнит, что на стене сада написаны стихи. Первоначально — восемь, уже восемь лет назад, как быстротечно время! — архитектор Сергей Падалко написал стихи Ахматовой на стене, потом стихи писали посетители сада и музея.

«И часть ахматовских стихов осталась с тех времен, стихи 1912−1920-х годов, и к ним теперь так органично присоединились стихи Бродского 1968 и 1972 годов, — говорит Нина Попова, создательница и первый директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. — И как „работает“ фактура этой стены, взаимопроникновение стихов, предметов. Это так легко, изящно и точно».

Вечером на брандмауэре соседнего дома возникают виды Венеции — города, столь дорого поэту. «Город сродни попытке воздуха удержать ноту от тишины. И дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры, плохо освещены…».

20201102_121304.jpg

Галина Артеменко / MR7

Нина Попова видит в этой выставке в саду, выставке без единого подлинного предмета, но подлинной своим ощущением, не предметную, а смысловую и поэтическую археологию — не физическое присутствие поэта, Бродский же никогда не бывал у Ахматовой в этом доме и в годы юности не бывал в Шереметевском саду — это была закрытая территория Института Арктики — а присутствие смысловое. «Deus conservat Omnia — Бог сохраняет все» — шереметевский девиз на старинных воротах дворца с Фонтанки поэт, конечно же, видел. И поэтому тень поэта вполне себе уместна среди других теней этого сада.

20201103_180652.jpg

Галина Артеменко / MR7

share
print