Истории

О Душеньке-Психее: Эрмитаж посвятил выставку истории любви

От античных времен до наших дней художников вдохновляет любовь земной девушки и олимпийского бога.

Первой выставкой наступившего года в Эрмитаже стала «„Психея, душенька…“. Литературный сюжет — от античности к русскому классицизму». Она открылась 10 февраля. Это экспозиция о вечном сюжете поиска любви и о том, как художники и скульпторы разных стран трактовали античную историю.

Впервые изложенная Апулеем в романе «Метаморфозы, или Золотой осел» история двух влюбленных — земной девушки Психеи и юного бога Амура вдохновляла и продолжает волновать поэтов и писателей. В Эрмитаже создатели выставки объединили более ста экспонатов — археологических находок, скульптур, произведений пластики и графики. Все они созданы вокруг новеллы Апулея и вокруг написанной в конце XVIII столетия в России Ипполитом Богдановичем ее интерпретации — «древней повести в стихах» «Душенька».

Впервые в Эрмитаже представили привезенные из Третьяковской галереи 16 рисунков Федора Толстого к «Душеньке». А всего их было создано свыше 60, работа заняла 13 лет. Тонкую карандашную линию Толстой дополнительно обводил тушью и пером. Но к образу Психеи Федор Толстой обратился задолго до начала работы над «Душенькой» — на выставке также можно увидеть «Психею», выполненную им в редкой технике воска на зачерненном стекле.

20210210_144231.jpg

Эрмитаж. Амур и Психея 1800–1803 гг. Фото Галины Артеменко.

Полюбившая бога земная девушка выдерживает все испытания, даже спускается в царство мертвых для выполнения трудного задания, и возвращается оттуда живой. Федор Толстой рисует прелестную Психею, то окруженную призраками, то любующуюся собой в зеркале, то пытающуюся с горя свести счеты с жизнью, то в финале среди олимпийских богов воссоединившуюся с Амуром и счастливую. И на этом рисунке среди всеобщей радости богов в углу примостился старик Хронос, с косой и песочными часами, неумолимо отсчитывающими песчинки жизни. Хронос отрежет-таки Амуру крылья. Любовь побеждает время, но время побеждает любовь… — таков смысл этой аллегории.

Дочь Федора Толстого вспоминала, что в Душеньке-Психее художник запечатлел черты своей первой жены — рано умершей красавицы Анны Дудиной: «Образ ее был во всех женских фигурках, исполненных отцом».

20210210_143619.jpg

Фото Галины Артеменко.

В одной из витрин — два скромных перстенька из причерноморских погребений. Они выполнены из золота высочайшей пробы. Как поясняет главный хранитель Античного отдела Эрмитажа Юлия Семенова, эти перстни носили при жизни, а не только опустили в могилу. Внутри на каждом гравировки, по-гречески там написано: «Ты моя душа» и «Душеньке от Кардия».

— Возможно, до того, как стать погребальными, это были любовные подарки, — говорит Юлия. Они как раз о том, что любовь побеждает время, а время — любовь. И этот вечный поединок никогда не завершится ничьей победой. В античные времена на Босфоре девочкам даже имя давали Психея — что значит «душа».

Еще один интересный экспонат — записка на кусочке льняного полотна (III-IV века нашей эры, Босфор). Человек, который положил ее в погребение, сделал все, что мог и считал необходимым, чтобы оградить любимую от всяческого зла в ее последнем пути:

«Заклинаю вас богом живым, всякий дух и призрак и всякий зверь, отступить от души этой женщины», — говорится в записке.

Хиосский кубок — самый древний экспонат выставки (VI век до н. э). Вглядываемся внимательно — на мизинце изображенного там человека сидит бабочка. Психея представлялась древним бабочкой или девушкой с крыльями бабочки. И спустя много веков венецианец Антонио Канова запечатлел в мраморе юных влюбленных — земную девушку и бога. В одном из вариантов, ставшим центральным экспонатом выставки в Эрмитаже, бабочка сидит на раскрытой ладони Амура.

Выставка работает до 28 февраля в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа. 12+

share
print