Истории

Первые классы не для аутистов

Родители детей с РАС обеспокоены отказами в организации в школах ресурсных классов. Детский омбудсмен Анна Митянина пообещала к сентябрю создать ресурсные классы для детей аутистов.

Более 40 тысяч человек подписали петицию по открытию ресурсных классов для детей-аутистов. Уполномоченный по правам детей Анна Митянина сообщила, что знает о проблеме и держит ее на контроле.

В Петербурге сейчас работает всего 15 ресурсных классов в общеобразовательных школах. Более 30 детей-аутистов в следующем учебном столкнулись с проблемой — новых классов нет. То есть придется идти в коррекционные школы.

На сегодняшний день в 8 районах Петербурга родителям отказали в открытии ресурсных классов для первоклассников. Им предлагают устраивать детей в коррекционные школы, но эффективным считается обучение именно в дополнительных классах, которые формируются на базе обычных городских школ. Инклюзивная форма обучения для таких детей — шанс быстро адаптироваться в социальной среде.

«Дети с аутизмом учатся по подражанию, поэтому одним из важнейших обучающих компонентов является среда нормотипичных одноклассников. Кроме того, и дети с РАС, и обычные дети проходят социальную адаптацию, одни учатся правилам поведения по подражанию, а другие учатся воспринимать мир таким, как он есть. С инвалидами», — рассказывает Наталья Денисова, мама ребенка с РАС.

Центр социальных и инклюзивных проектов «Северный мост» провел соцопрос на эту тему. В нем приняли участие 60 родителей детей с особенностями развития проживающих в Петербурге. Опрос показал, что с 1 сентября 2021 года ресурсный класс в Петербурге требуется 39 детям! В 14 из 18 районов Санкт-Петербурга есть запрос на такие классы.

Самые нуждающиеся в ресурсных классах районы это: Невский, Приморский, Калининский, Выборгский, Красногвардейский, Московский, Пушкинский, Красносельский. В этих районах проживают 3 и более детей с РАС.

«Мой сын сейчас учится в коррекционной школе. Нам повезло: в классе 3 ребенка из детского дома, с небольшими отклонениями в развитии, абсолютно принимающая среда, абсолютно открытые, безусловно воспринимают моего сына, взяли над ним шефство. Кроме моего ребенка, еще 2 „семейных ребенка“ c РАС. С этими детьми в коррекционных школах работать не умеют от слова совсем. Дети невербальные, на третьем году обучения ни у одного из детей не было средств альтернативной коммуникации (в коррекционной школе не знают что такое Пекс, не вводят айтрекеры, не вводят жесты, только катают пластилиновые колбаски), — рассказывает Наталья Денисова. — В нашей коррекционной школе не знают, что такое визуальная поддержка, недавно узнали про прикладной анализ поведения, как методику с доказанной эффективностью. Годами в коррекционных школах перед обучающимися ставят цели — лепить пластилин, рвать бумажки и так далее, которые не отражают актуальных потребностей ребенка».

«Министерством образования созданы образовательные стандарты ФГОС для детей с РАС: 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 и ФГОС для УО 1 и 2. Но школы города не ведут наборы первоклассников под эти программы», — пишут родители в петиции.

Анна Митянина сообщила, что до нее уже дошло письмо от родителей и она разделяет их обеспокоенность. Она подтвердила, что в городе организованы 15 ресурсных классов с детьми разного возраста, в которых занимаются порядка 45 учеников:

«Действительно, ко мне обратилась инициативная группа родителей детей, у которых есть такой диагноз, о том, что первоклашки — их порядка 30 человек в городе — не имеют внятной информации, как будут организованы ресурсные классы и процесс обучения для детей этой категории. Такое же письмо они написали вице-губернатору Ирине Потехиной, и мы встретились с ней как раз для обсуждения этой темы.

Конечно, город обязан изыскать возможность и создать площадку. Но здесь нужно принять во внимание, что у детей этой категории разные степени расстройства аутистического спектра: кто-то готов больше учиться, кому-то нужен медицинский уход. Чтобы принять решение, сколько в городе должно появиться ресурсных классов, каким образом они должны быть укомплектованы педагогическими работниками, социальными педагогами, тьюторами. Потому что такие ребята нуждаются в дополнительном сопровождении, но опять же это зависит от того, каково состояние ребенка. Главный тезис, что город имеет возможность и обязательно создаст для таких детей места в школах. Но для того чтобы понять, в каком количестве и где они могут находиться, я попросила Ирину Петровну Потехину и комитет по образованию встретиться с инициативной группой, чтобы тщательно проговорить все детали.

Я этот вопрос держу на контроле. Думаю, что в марте я к нему вернусь и буду готова еще раз прокомментировать ситуацию с определенностью в этом направлении".

share
print