Истории

Трудовой архив Петербурга

Где искать информацию о стаже и зарплате, если фирмы или предприятия давно не существует.

В этом архиве не найдешь личных писем, дневников, рисунков. Нет тут и исторических документов, которые исследователи ищут, чтобы включить в научный оборот. Но этот архив важен для тысяч петербуржцев, особенно тех, кто собирается на пенсию. Хранящиеся здесь документы помогают подтвердить стаж и размер заработной платы, да и сам факт трудоустройства. Архив хранит дела предприятий, которых больше в городе нет: от некогда всем известных гигантов до крошечных фирм эпохи 1990-х. Рассказываем, чем и кому он может быть полезен.

В соответствии с федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» ликвидируясь, любая организация должна сдать свой архив документов по личному составу в государственный или муниципальный архив. В Петербурге таким архивом является Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений организаций Санкт-Петербурга (ЦГАЛС СПб). Предприятий и организаций больше не существует. Но остались люди, которые когда-то там работали. И им бывает важно подтвердить это документально.

В каких ситуациях полезен этот архив:

— если необходимо подтвердить общий или льготный стаж работы, получить справку о заработной плате за все годы работы;

— чтобы получить косвенное подтверждение проживания в Санкт-Петербурге (Ленинграде) из личной карточки работника;

— чтобы узнать сведения о близких родственниках по документам личного состава. Однако в этом случае действует ограничение на доступ к документам на 75 лет. То есть в 2021-м документы датированyые 1945 годом и ранее можно получить без подтверждений родственных отношений. А с 1946 года — уже нужны подтверждения.

photo5226873237164635379.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Сотрудники архива обрабатывают тысячи документов.

— До 1999 года организации, которые прекращали свою работу, сдавали документы в архивы районных администраций города. Но не везде. Пока только 12 из 18 районов нам эти документы передали. Это Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Калининский, Колпинский, Красносельский, Московский, Невский, Петроградский, Пушкинский, Фрунзенский и Центральный районы. — поясняет директор архива Лидия Лёгкая. — В некоторых районах такие документы вообще не были сданы в архивы администраций.

Кроме того, бывает, что и сейчас предприятия, ликвидируясь, не сдают документы в архив.

—  Увы, бывают истории полудетективные. Недавно, например, закрылась фабрика пухо-перовых изделий (выпускали подушки, одеяла, перины). Районная администрация законсервировала и опечатала здание, где лежали документы, — рассказывает директор архива, — Мы заключили договор на их обработку с коммерческой организацией. Но когда ее представитель приехал забирать документы, то он их не обнаружил нигде в опечатанном здании! Причем этот человек уже до того приезжал и документы по личному составу — а это более 300 дел — видел. И вот — исчезли! До сих пор нигде не обнаружены. И если кто-либо располагает информацией о нахождении документов, позвоните в наш архив!

Иногда сотрудники переставшей существовать организации сами звонят в архив и говорят, где могут находиться документы — ведь людям надо подтверждать стаж своей работы. Когда человек отработал 40 лет с хорошей зарплатой, а у него при выходе на пенсию половина стажа выкидывается из-за того, что документ потерян и зарплату подтвердить невозможно, и в итоге ему начисляют минимальную пенсию — это разве не обидно?

Даже бывало, что бумаги подбрасывали под дверь Архивного комитета. И был случай, когда человек просто ехал на своей машине, вышел на обочине покурить и увидел, что среди кустов валяются документы. Не поленился, забрал и привез по адресу — в ЦГАЛС СПб.

— Если закрывшиеся организации были небольшие, то мы забираем документы и обрабатываем собственными силами, а, кроме этого, у нас ежегодно закладывается в бюджет архива сумма на обработку таких бесхозных документов сторонними организациями, — объясняет Лидия Легкая.

photo5226873237164635383.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Директор ЦГАЛС СПб Лидия Лёгкая

С 1997 года сведения о стаже и зарплате работников еще действующих организаций стали поступать в Пенсионный фонд. Но закрываясь, они все равно несут «бухгалтерию» в Архив, и он по сей день продолжает пополняться.

Впрочем, бывают ситуации, когда в архиве передается не полная информация, например, документы, подтверждающие стаж работы человека есть, а данных о начислении зарплаты нет. Есть, по словам Лидии Лёгкой, проблемы и с подтверждением льготного стажа: как правило, в сданных документах мало информации о работе конкретного человека во вредных условиях труда.

«Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений организаций Санкт-Петербурга» сейчас занимает 4 площадки в разных зданиях. Ежегодно его фонды пополняются на 35−45 тысяч документов.

В 2021 году в ЦГАЛС СПб уже сданы документы по личному составу 55 переставших существовать организаций. Самая известная из них — частное учреждение культуры Ленинградской Федерации профсоюзов «Ордена Трудового Красного Знамени Дворец культуры им. А. М. Горького».

В поисках прошедшей любви

В Архив бывают запросы, которые не относятся ни к стажу, ни к зарплате. Однажды, рассказывает директор Лидия Легкая, пришла далеко не юная женщина и рассказала свою историю. Она когда-то встречалась с молодым человеком. Он работал в плавсоставе «Балтийского морского пароходства», некогда мощной, а ныне несуществующей организации, архив которой, в том числе и личные дела сотрудников, находится в Архиве. Женщина просила сотрудников архива помочь ей узнать, где сейчас этот человек. Она говорила, что до сих пор его помнит и любит и хотела бы разыскать.

— Но мы по закону не имеем права представить такие сведения постороннему человеку, да и нереально его найти через столько лет, если знаешь лишь имя и то, что он был матросом-мотористом, — поясняет Лидия Легкая…

Но бывают и счастливые истории. Несколько лет назад в архив обратился человек, которому нужно было подтверждение стажа. Он был бездомный. Трудовую книжку потерял. А еще он рассказал, что в своей жизни менял не только имя, но и отчество после конфликта с отцом. В архиве смогли разыскать документы, подтверждающие, что он трудился на двух ленинградских заводах! Это дало мужчине надежду на получение не самой минимальной пенсии, что в его ситуации было крайне важно.

photo5226873237164635386.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
У Архива тоже есть свой архив

Справка

ЦГАЛС СПб был основан в 1999 году. Сейчас в архиве 1,3 миллиона единиц хранения — это документы отделов кадров (приказы, личные карточки, личные дела, невостребованные трудовые книжки) и бухгалтерий (лицевые счета или расчетные ведомости по начислению заработной платы), а также документы нотариального действия государственных нотариальных контор и частнопрактикующих нотариусов, сложивших полномочия.

Самые ранние документы датированы 1930-ми годами. В ближайшие годы после экспертизы ценности документы с ранними и истекшими сроками хранения будут либо переданы на постоянной хранение в другие архивы Петербурга, либо, к сожалению, уничтожены.

Сейчас более 80% всех запросов в архив приходит от Пенсионного фонда, но и граждане также обращаются.

Как получить справку из архива:

Адрес электронной почты для запросов архивных сведений: [email protected]

Кроме это, на сайте «Архивы Санкт-Петербурга» есть и страница архива — ЦГАЛС СПб — spbarchives.ru/cgals, где можно ознакомиться в «Информационных ресурсах» с тем, фонды каких предприятий и организаций и за какие годы находятся на хранении в архиве.

Телефон: (812) 572−12−57

Адрес: ул. Днепропетровская ул., д, 9а ,

Дни и часы приема: вторник, среда, четверг с 9:00 до 16:00 без перерыва на обед.

С собой иметь паспорт и, желательно, ксерокопию трудовой книжки. Если трудовая книжка отсутствует или утеряна, в архиве попросят наиболее точно указать название организации, в которой работал человек, и место её нахождения, а также годы работы.

Важно:

В структуре ЦГАЛС СПБ имеется отдел по работе с нотариальными документами — на Варфоломеевской улице, 15а, лит. А — здесь находятся документы ликвидированных государственных нотариальных контор и частнопрактикующих нотариусов.

Самый большой фонд нотариальных документов — это документы Первой государственной нотариальной конторы с 1923 года по 2002 год включительно, поступившие в архив в неописанном виде. В 2021 году будет описаны последние дела этой конторы. Кроме этого, в архиве имеются фонды частнопрактикующих нотариусов, сложивших полномочия за 1993−2010 годы. В последние годы документы частнопрактикующих нотариусов в архив на хранение не поступали, так как при Нотариальной палате Санкт-Петербурга имеется свой отдел по хранению нотариальных документов.

share
print