Часть I. О городе и истории — к 318-му дню рождения Петербурга.
О Piterville узнали в России и мире после зажигательного гусарского танца на Дворцовой под трек Boney M. «Rasputin». Сегодня ребята снимают не только забавные «видосики» как будто для Tik Tok, если бы он был XIX веке, но и образовательные ролики о дореволюционной России, делают литературные серии, ездят в экспедиции (так pitervillцы называют командировки) по разным городам и проводят прямые эфиры из крупных музеев. Анастасия Романова поговорила с со всеми участниками тусовки. О современном образовании, внезапной популярности и, кончено, Петербурге — в интервью MR7.ru.
На первом фото — Кирилл Щербина, Николай Карпов и Дмитрий Репин
Piterville — креативное объединение молодых актёров из Петербурга и Москвы. Ребята начинали в 2016 как рэп-коллектив, который снимал яркие, немного абсурдные клипы, похожие на творчество Little Big. В группу входят актёр иммерсивного шоу «Вернувшиеся» и шоу-променад «Письма» Николай Карпов, актёр московского театра «Et Cetera» Кирилл Щербина и актёр «Школы драматического искусства» Дмитрий Репин. Продюсер Piterville — Анастасия Мартыненко.
Как гусарский танец на Дворцовой сделал Piterville знаменитым
— Как Piterville появился и выстрелил в TikTok?
— Во время работы над клипом тогда еще для рэп-коллектива Piterville в Пушкине и Павловске наша подруга Настя сняла первые «тики-токи" с нами в роли Петра I и Пушкина, — вспоминает участник коллектива Николай Карпов. — А уже в первую петербургскую TikTok-экспедицию мы сняли ролик на Дворцовой, который стал вирусным.
— Это вышло случайно или было запланировано?
— Мы много сёрфим в TikTok, часто берём и разрабатываем идеи, — говорит Кирилл Щербина. — Ролик с танцем на Дворцовой вырос из танца под «Rasputin» блогера Кейла Брауна (@calebrown). Мы подумали, что круто обыграть это в нашей локации и эстетике.
@piterville Навели суету на Дворцовой площади ???? #piterville #димарепин #кириллщербина #колякарпов #тиктокъ #russian
♬ Rasputin (Single Version) - Boney M.
— Эта петербургская командировка была одна из самых продуктивных, — уверена продюсер Piterville Анастасия Мартыненко. — Мы достаточно успешны как раз благодаря тому, что не пытаемся поймать настроение или вдохновение каждый день, а планируем съёмки и долго к ним готовимся. Когда я показала нескольким тик-токерам наш контент-план, они удивились: «Боже! Что это такое? Я обычно просто ставлю камеру и думаю, что бы поснимать».
— Чистая правда. Наше вдохновение заботливыми руками Насти упаковывается в чёткий контент-план, — рассказывает Николай Карпов. — Но место для импровизации на площадке тоже есть.
— Вдохновение, как говорил Пикассо, любит заставать тебя за работой, — добавляет Дмитрий Репин.
В TikTok-аккаунте Piterville (@piterville) уже около 300 тысяч подписчиков и почти 9 миллионов лайков. В популярной соцсети группировка существует чуть меньше года
— После ролика на Дворцовой на Piterville подписалось очень много иностранцев. Отличается ли реакция российской и зарубежной аудитории на ваше творчество?
— В мире нас знает гораздо больше людей, чем в России, судя по статистике аккаунтов, — говорит Николай Карпов. — От зарубежных зрителей — почти стопроцентные позитив и любовь. От соотечественников бывает, что прилетают упрёки и негатив. Ролик с танцем на Дворцовой вышел спустя несколько дней после январского митинга и жёсткого разгона протестующих, поэтому зарубежные пользователи писали только про красивые танцы, а россияне задавались вопросом, почему же нас не задерживает ОМОН.
— Единственное отличие — иностранцы кажутся более искренними в душевных излияниях, — размышляет Кирилл Щербина. — Однажды в директ Instagram нам записала аудиосообщение подписчица из Бразилии. Рассказала, что у неё весело прошла ночь, она немного болеет с похмелья, а от наших роликов ей становится легче.
@piterville He definitely can play balalaika#piterville #russia #russian
♬ оригинальный звук - Краснова
— Но всё-таки Петербург для вас больше, чем работа. Расскажите о любимых местах в городе.
— Я родился в Ленинграде, вырос в Сосновом Бору, — делится Николай Карпов. — Регулярно приезжал в город. Когда-то я грезил Петроградкой. Там жил мой хороший друг, этот район связан для меня с романтикой крыш. Сейчас мне очень нравится Васильевский остров — он как отдельное государство.
— Я тоже родился здесь и обожаю бродить по Петербургу, — говорит Кирилл Щербина. — Жил на острове Декабристов, достаточно долго занимался в творческих студиях Аничкова дворца, ходил до него пешком. Это занимало примерно два часа. Я их с удовольствием всегда закладывал на дорогу, включал на MP3 сборник Jamiroquai и кайфовал.
— Из Piterville я единственный приезжий. Родом из Челябинска, — объясняет Дмитрий Репин. — Когда я первый раз вышел на Фонтанку, думал, что это Нева, и был восхищён. Это было в начале 11-го класса. Когда же я увидел настоящую Неву, мне совершенно снесло крышу.
Но расскажу про другое, не столько любимое, сколько знаковое для меня место. Во время поступления в театральную академию, после одного из туров я думал, что показался я из рук вон плохо и дальше меня не допустят. Пошёл бродить по Питеру и зашёл под Литейный мост, включил плеер и рассуждал о будущем, представлял, как вернусь домой, пойду в армию, ведь другого выхода не было. В итоге всё сложилось хорошо: за выступление меня даже похвалили, я прошёл дальше и поступил.
Современный лубок
— Петербург для вас какой: какая эпоха в жизни города кажется самой привлекательной?
— Очень красивым, но и очень дискомфортным для современного человека был Пушкинский Петербург, — думает Николай Карпов. — Наверное, здесь была ошеломительная атмосфера во времена Ленинградского рок-клуба. Однако самой привлекательной мне кажется та эпоха, в которой мы живём. Правда, хотелось бы, чтобы на улицах было меньше ОМОНа и Росгвардии и побольше просто гуляющих людей.
— Мне тоже нынешнее время кажется лучшим, — соглашается Кирилл Щербина. — Когда переехал в Москву, понял, как город развивается: появляются общественные пространства, парки, улучшается инфраструктура. А Петербург я видел почти таким же, как когда я был маленьким. Но сейчас очень радуют Новая Голландия, Севкабель, Никольские ряды.
— А для меня — это имперская дореволюционная Россия, эпоха, которой посвящено большинство наших роликов, — возражает друзьям Дмитрий Репин. — Именно этот период жизни страны и Петербурга — время расцвета культуры, экономики, влияния в мире. Да и это просто очень красиво!
— К слову о красоте. Что за одежда на вас в роликах? Это антиквариат или «новодел»?
— «Спонсор» нашей одежды — театр Et Cetera под руководством Александра Калягина, — говорит Николай Карпов. — Там работает Кирилл, у которого прекрасные отношения с костюмерами. Он берёт костюмы, которые не используются в действующих спектаклях, — объясняет Николай Карпов. — Наши с Кириллом и Димой съёмки, как правило, экстремальные: мы прыгаем, танцуем, выполняем акробатические номера, падаем, дерёмся. Если бы на нас был антиквариат, мы сошли бы с ума от того, что порвали какую-то старинную вещь. Но мы очень любим наши костюмы! Моя любимая вещь — это прекрасный барский халат. Он появлялся ещё в давнишнем клипе «So nobel». Ещё его носит наш Павел Петрович Кирсанов.
— Мой самый любимый, как мы его называем, костюм морского волка: чёрный с эполетами китель, — говорит Дмитрий Репин.
— Эпоха заряжает даже на уровне костюма, — рассказывает Кирилл Щербина. — Когда мы надеваем даже театральные вещи, физически приближаемся к пониманию того, как себя ощущал человек в то время. Органически меняется речь, способ выражать мысли, двигаться. Для меня это чистый романтизм. Возможно, благодаря русской литературе.
@piterville А кто ты въ душе? ???? #piterville #димарепин #тиктокъ #мужикивформе
♬ оригинальный звук - Gella_Mortella
— Отчасти ролики похожи на лубочные картинки — то есть дореволюционная Россия в них очень «конфетная», сытая. Думаете ли делать более острые, социальные ролики?
— Наш контент — развлекательный, — продолжает мысль Николай Карпов. — Нам кажется неэтичным пропихивать свою социальную позицию через него. Она достаточно ярко отражается в личных аккаунтах, а Pitterville — творческое объединение, мы про искусство, а не про политику.
— Планируете ли расширять исторические рамки? Думаю, в других периодах можно отыскать не меньше поводов для шуток.
— Мы сейчас думаем над новогодними циклами, — рассказывает о планах Кирилл Щербина. — Даже если будем брать современных авторов, то это будут произведения в нашей эстетике. Например, романы Акунина.
— Хотя было бы интересно попробовать что-то эпичное, былинное, снять ролики про Русь до Рюрика и пришествия варягов, — размышляет Николай Карпов.
— В постреволюционной России, времён НЭПа, например, тоже вполне можно найти много интересного, — думает Дмитрий Репин.
— Возможно, через несколько лет пойдём в европейское средневековье, к прекрасным дамам и храбрым рыцарям. Но пока родной почвы более, чем достаточно: столько ещё исторических поводов, литературных произведений, о которых хочется подумать, — говорит Анастасия Мартыненко.
@piterville Четыре стадии крушения личности. @raspytinaa #димарепин #колякарпов #кириллщербина #литературныйтикток #читаюдостоевского #piterville
♬ оригинальный звук - Piterville
Кусочек учебного пазла
— Почему литературные серии начали с Достоевского? И как появился такой формат?
— До этого у нас были отдельные литературные тик-токи про Евгения Онегина, Чехов уже фигурировал как персонаж. Мне очень захотелось сыграть Раскольникова, и я подумал, что премьера в TikTok — это идеально, — рассказывает Николай Карпов. — Мы удачно распределились по персонажам, пригласили замечательную Леру Распутину на роль Сонечки. Случилась химия магии, наснимали очень много, и поняли, что это серия роликов.
— Разумеется, мы спрашивали у подписчиков, что бы им хотелось видеть, — добавляет Кирилл Щербина. — Так сформировался топ-5 произведений и авторов для работы.
— Даже не топ-5, а больше, — дополняет Анастасия Мартыненко. — «Преступление и наказание», «Война и мир», «Анна Каренина», «Муму», «Отцы и дети», «Пиковая дама», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Горе от ума» — это тот список книг, с которым знакомы, наверное, все. Это важно, пока мы находимся на моменте набора аудитории. Когда будет миллион, мы сможем задавать свои правила игры и шутить про не очень известные произведения, чтобы заинтересовать людей.
— Если бы мы взяли, например, Томаса Манна «Иосиф и его братья», в комментарии бы, наверное, пришёл только Вассерман, чтобы оценить взрывную шутку, — иронизирует Дмитрий Репин.
— Если в основном ваши литературные ролики строятся на школьной программе, есть ли цель мотивировать зрителей читать?
— Это скорее не цель, а сверхзадача, — считает Дмитрий Репин. — Произведения из школьной программы попадают к нам слишком рано, и желание читать пропадает быстро. А иногда бывает так, что человеку не хватает внутренних инструментов, чтобы визуализировать героя. Наши ролики, скорее, помогают закрепить материал. Ты запоминаешь главных действующих лиц и можешь ответить на какие-то вопросы в ЕГЭ. Опять же сложно учить даты. А когда посмотрел юморной тик-ток про отмену крепостного права, 1861 год врежется в память, потому что цифра подкреплена художественными образами и эмоциональным переживанием. Если добавят ещё и запахи в обучение, мы получим поколение очень образованных людей.
— Пятнадцатисекундными роликами нельзя дать образование, — соглашается Николай Карпов. — Но почему бы Piterville не быть кусочком пазла в образовательном процессе?
@piterville Или Генералъ Морозъ - это мифъ????? #piterville #димарепин #кириллщербина
♬ Ночь - Андрей Губин
— Учителя литературы или истории никогда не обвиняли вас в поверхностности?
— Нет, обвинений от учителей никогда не было, — говорит Николай Карпов.
— У меня была такая внутренняя радость, когда в комментариях молодой учитель написал, что построил урок на тик-токах Piterville, — подхватывает Дмитрий Репин.
— Иногда прилетает хейт от маленьких аккаунтов с котиками или цветами на юзерпиках: «Это у вас не гусары, а какие-то мажоры!» — делится Анастасия Мартыненко. — Гусары были из очень обеспеченных семей. Это не конструктивная критика, а хейт ради хейта. Нас это не очень задевает, ведь мы понимаем, что в Интернете есть группы токсичных людей.
— А как вас встречают музеи? Легко идут на контакт?
— У нас есть правило: мы редко предлагаем коллаборации, нам пишут сами, — объясняет Анастасия.
— Да мы как сыр в масле! — говорит Дмитрий Репин. — На нас вышли Комитет по культуре Петербурга, музеи Ленинградской области. Совсем недавно снимали в музее военной формы в Москве. Оказалось, что их директор — наша большая поклонница, с нами связались по её личному распоряжению. Потом образовательный TikTok попросил нас сделать эфир из квартиры Бродского, там нас с удовольствием приняли.
— Изменила ли популярность профессиональную и обычную жизнь?
— Нам кажется, что с большой популярностью мы ещё не столкнулись. Да, есть подписчики в TikTok и Instagram, более пристальное внимание в интернете, но люди на улицах не узнают, — делится Николай Карпов.
— Думаю, всё дело в усах, — замечает Дмитрий Репин. — Без них нас и в Интернете отказываются принимать, пишут: «А где усы? Верните усы!» Единственное, что реально изменилось в жизни, — мы стали намного больше ездить и открывать для себя городов. Появилась огромная мотивация путешествовать, чтобы находить новые фоны для роликов: «Я видел такую затопленную колокольню в Колязине! Срочно выдвигаемся!»
@piterville Гарри Поттеръ и кавказская ссылка???? #piterville #кириллщербина #русьматушка #тиктокъ
♬ Harry Potter - The Intermezzo Orchestra
Возвращайтесь к нам в ближайшие дни. Мы готовим к публикации вторую часть интервью с Piterville — про театр, актеров и деньги.