Истории

«Лопни это»: современный тренд со столетней историей

Поп-ит, симпл-димпл, сквиш и не только — мыльный пузырь или звоночек для родителей

В 2021 интернет взорвали игрушки-антистрессы. В лексикон детей и подростков вошли неологизмы: «поп-ит», «симпл-димпл», «сквиш». Чем они отличаются друг от друга, почему такие приспособления с каждой минутой становятся популярнее и откуда они взялись — разбиралась Анастасия Романова.

антистрессы.jpg

Фото: Анастасия Романова

Стресс по ГОСТу

Сейчас самые активные пользователи игрушек-антистрессов — подростки, младшие школьники и дошколята. Они не только приобретают приспособление для личного пользования, но и демонстрируют его в социальных сетях. Под такими видео обычно много комментариев от взрослых: «Какой стресс вам снимать? Откуда он у вас», «Не смешите! Напридумывали себе всякой фигни и радуются. У нас такого не было и как-то без поп-итов выросли», «Что за поколение! Слова им не скажи: сразу травма. Ну и бегайте по шарлатанам-психологам, платите им деньги». Самые продвинутые заходят даже с видеоответами. В них — эйджизм (дискриминация по возрасту), обесценивание чужих переживаний и даже прямые оскорбления.

Те, кому сегодня от 0 до 20 лет, — представители поколений Z (зумеры) и Альфа. Их родители, рождённые в 1970-х — 1990-х, взрослели в период социального слома, перестройки, временной потери ориентиров и сексуальной революции. А бабушки и дедушки, на которых зачастую ложилось воспитание, — «бумеры» с жёсткими ценностными установками и советской выправкой, часто имеющие непререкаемый авторитет в семье. Треть современных детей, подростков и молодых людей выросли в неполных, внутренне не цельных семьях, где зачастую нормой было физическое, психологическое, эмоциональное или финансовое насилие.

То есть проблемы были и раньше, только говорить о них было не принято, да и подходящих терминов, чтобы описать ситуацию, не существовало.

474_oooo_plus.NenNa.png

Фото: Александра Абдарахманова

— Ребёнок постоянно оказывается включённым в социальную группу, — объясняет детский психолог Александра Абдарахманова. — По мере взросления таких групп становится больше. Сначала — это только семья, затем — группа в детском саду или центре развития, на секции, после — школа, дополнительно музыкальная или художественная школа и так далее. В каждой группе ребёнок может сталкиваться со стрессерами — факторами стресса. Малыш не обязательно должен испытывать на себе прямую агрессию: драться с одноклассниками или быть в конфликте с воспитателем. Вполне возможно, что ребёнок испытает дискомфорт и при пассивной агрессии или станет свидетелем проявления агрессии в адрес другого ребёнка.

Главными словами для зумеров и представителей поколения Альфа стали «безопасность», «токсичность» и «осознанность». Этих людей сформировала культура экологичного подхода к собственной психике, в которой поход к психологу — данность, а не приговор, а работа с эмоциями — необходимость, а не блажь.

— Ребёнок с ранних лет постоянно находится в ситуации оценивания, — говорит Александра. — Комментарии по поводу его внешнего вида, навыков, умственных способностей дают сверстники и значимые взрослые — родители, родственники, воспитатели и классные руководители. Хорошо, если они могут делать это мягко, тактично, нетоксично. Однако часто происходит наоборот — самые незначительные замечания высказываются в резкой обидной форме. Отсюда — комплексы, чувство ненужности, неправильности. Как следствие — постоянное состояние стресса.

Стресс — нужная и хорошая опция организма. Это состояние максимального напряжения, «боеготовности». Но в нём опасно находиться долгое время. Если подключить к питанию слишком много электроприборов, то пробки вышибает, а иногда и провода перегорают. Нет ничего глупого и смешного в том, чтобы выключать электроприборы из розетки или не включать несколько сразу. Почему же глупой и смешной должна быть профилактика стресса? Именно эту функцию и выполняют игрушки.

— Это не только медитативное повторение действий, но развитие мелкой моторики и просто приятные тактильные ощущения, — добавляет психолог.

Это важно, чтобы расслабиться. Ведь стресс появляется в жизни молодых людей из-за шума: физического и информационного. Первый — звуковое насилие на улице города и в собственной квартире: сверлящие соседи, гудящие машины и непрошеная музыкальная реклама из мегафонов.

Второй — от лавины контента, которая обрушивается на детей ежеминутно. Ведь почти в каждой семье смартфон и планшет стали обычным делом. Эта волна приносит не только «дешёвые» окситоцин и эндорфин, но и быструю утомляемость, перманентную усталость, неспособность долго концентрироваться на одном предмете. Как результат — физический стресс, неумение отдыхать и быть в покое.

Нет, это не значит, что компьютеры и телефоны — зло. Зло — это не обучить нового человека пользоваться полезным и необходимым для современной жизни инструментом.


Виды стресса
— психологический;
— эмоциональный;
— дистресс (негативный во всех отношениях — организм с этим видом не может справиться самостоятельно);
— эустресс (вызывается чрезмерными положительными переживаниями, но по своей сути тоже очень тяжелый для организма);
— совокупный стресс, который формируется всеми видами стресса одновременно.


Применяй — не отбирай

Школьная система, в которой прав старший или сильный, как и большие домашние задания, могут быть одним из факторов стресса для ребёнка и подростка. Тем не менее, есть учителя и специалисты, которые создают свободную демократичную атмосферу в классе или на частном занятии. Некоторым в этом помогает обращение к молодёжной субкультуре, частью которой уже стали игрушки-антистрессы. Вспомнить хотя бы йо-йо, без которой не обходится ни один американский мультфильм 2000-х.

529_oooo_plus.M8PQa.png

Фото: Дима Зицер

— Это прекрасно, когда учитель на уроке применяет то, что популярно у школьников, привносит в образовательный процесс часть быта ребёнка. Дополнительные связки между учеником и учителем повышают ценность урока. Это создаёт атмосферу безопасности, комфорта и покоя, — уверен преподаватель литературы и русского языка, директор школы, основанной на принципе гуманной педагогики, Дима Зицер.

Он сам любит покрутить спиннер и считает, что интересоваться современным миром и новыми приспособлениями — важно просто для человека, не говоря об учителе.

— Учитель — режиссёр собственного урока, а не надсмотрщик, — говорит Дима Зицер. — Конечно, если у ученика на парте 100 игрушек, которые он притащил из дома, это будет отвлекать и его, и других. Учитель может попросить ребёнка убрать что-то в портфель. В этом нет ущемления свободы. Ведь если вы пришли в театр с мороженым, вас попросят доесть его в фойе, а уже после занять место в зале. Другое дело, что учителя могут не послушать. Чтобы послушали, нужно выстраивать доверительные отношения с ребёнком. А отбирать вещь учитель не имеет права, иначе нарушает закон о частной собственности.

Кроме того, через игрушку можно выйти с ребёнком на душевный разговор или предложить заняться вместе чем-то интересным и здорово провести время. Словом, проявить искренний интерес к любимому маленькому человеку, а не отмахнуться от него.

История игрушек

В середине 2000-х дети бегали по дворам с цветными «капитошками», резиновыми шариками с мукой внутри, «слаймами» — странной многоцветной жижей в баночке — и пупырчатыми «бубликами» из жёсткого силикона. А дома малыши раскрашивали мелкие элементы в специальных книжках. Тогда к этому относились, скорее, как к забаве.

Осознанный тренд на приспособления, которые снимают напряжение и тревожность, появился в России в конце 2010-х. Почти на каждом офисном столе, на большинстве школьных парт и даже на бортиках песочниц на детских площадках появились спиннеры и фингерборды — скейты для пальцев.

MR7 собрал самые знаменитые игрушки-антистрессы, которые добрались до нашей страны, в интерактивный тайм-лайн. Кликайте на картинки, чтобы подробнее узнать о каждом гаджете.

В истории игрушек есть несколько общих моментов. Пик изобретения новых приспособлений приходится на наиболее непростые периоды в истории Европы и США: в преддверии Первой мировой, в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами, 1980−1990-е (время экономического спада или кризиса). А современный бум пришёлся на первую волну коронавируса.

Условно «антистрессы» можно разделить на две группы. Первая — те, что разрабатывались для реабилитации военных в госпиталях. К примеру, фитболы, из которых выросли миниатюрные Funny Bubbles, или слаймы — более мягкий и податливый аналог кистевого эспандера. Вторая — для разработки мышц или снижения агрессии у людей с ментальными отклонениями. Сюда отнесём змейку Tangle и кинетический песок.

Разумеется, игрушки не устраняли причину тревоги. Поиграл в йо-йо, и акции твоей компании на фондовой бирже перестали падать. Однако «игрушки» при умелом использовании всё же помогали снять стресс, убрать физические зажимы и сосредоточиться.

Сакральные предметы для медитации пришли к нам из древности. Первые чётки археологи нашли на территории Индии и датировали их вторым тысячелетием до нашей эры. Они стали важным атрибутом имамов, православных монахов и настоятелей буддийских общин. А раскраска с мелкими деталями, как и мешочки с камушками и ракушками, появились в Японии.

Современные «антистрессы» преследуют ту же цель, что и их исторические аналоги, — избавить человека от фиджетинга — потребности в момент агрессии или тревожности крутить, перебирать что-то в руках. Вместо того, чтобы грызть ручку, вырывать волосы, расчёсывать руки или ломать карандаши, можно просто выдавливать пупырки поп-ита или мять сквиш.

Ближайшее будущее

В Китае уже появилась новая игрушка, которая захватывает рынок. Возможно, к концу 2021 года она станет в России такой же востребованной, как поп-иты и симплы-димплы. Сейчас купить её можно только в Москве. Называется — «Loopy Looper». Это полый пластиковый «бублик», внутри которого с помощью вращения кисти можно гонять мячик.

share
print