Истории

Азбука ответственного потребителя: как шеринг одежды помогает беречь планету

Азбука ответственного потребителя: как шеринг одежды помогает беречь планету
Фото: Pexels

И стал частью модной индустрии.

Ресейл, шеринг, апсайкл — все это отличные решения для создания экономики замкнутого цикла. Почему экологичный подход к производству и использованию одежды может спасти мир, разбирался Plus-one.ru.

Еще 20 лет назад покупка новой одежды была осмысленным и запланированным действием — предметы гардероба обновляли раз в несколько сезонов или когда одежда выходила из строя. С тех пор вещи стали дешевле, модные циклы ускорились, а сам процесс посещения магазинов для многих превратился из необходимости в увлекательное времяпрепровождение. Современные тенденции меняются крайне стремительно, вслед за ними бренды масс-маркета обновляют свои коллекции несколько раз за сезон. Это побуждает потребителей покупать больше, накапливая в своем гардеробе недорогую одежду невысокого качества.

До недавнего времени немногие всерьез задумывались о том, как дорого обходится бездумное потребление планете и обществу. В 2018 году на индустрию моды пришлось 4% от общемировых выбросов углерода — больше, чем производят Франция, Великобритания и Германия, вместе взятые. Кроме того, для производства одежды нужна вода в больших объемах. Так, на одну хлопковую футболку уходит более 2,7 тыс. л. Снижение объемов потребления и производства одежды, а также ее повторное использование позволят изменить существующую ситуацию. Ведь один предмет одежды может создавать ценность снова и снова — путем перепродажи, многократной аренды, ремонта, переделки и вторичной переработки.

Как ресейл становится неотъемлемой частью модного бизнеса

По данным отчета аналитической компании GlobalData и онлайн-площадки для продажи подержанных вещей ThredUp, в 2019 году объем мирового рынка ресейла составил $ 28 млрд, и в ближайшие три года эта цифра увеличится более чем в два раза — до $ 64 млрд. Ожидается, что к 2029 году рынок перепродажи ношеной одежды вырастет почти вдвое по сравнению с рынком быстрой моды. При этом активнее всего секонд-хенд растет в онлайне: в 2020 году бывшие в употреблении вещи в сети продавали на 27% активнее, чем в 2019-м. Данный тренд нашел отражение и на российском рынке. Согласно исследованию Авито и исследовательского агентства Data Insight, рынок интернет-торговли между частными лицами вырос на 87% за 1,5 года и превысил 1 трлн рублей в 2020 году. По итогам прошлого года 29% от всех сделок, совершенных на Авито, пришлось на товарную категорию «Одежда, обувь и аксессуары».

Тенденции на рынке вторичной одежды задают молодые потребители: многие из них понимают, что осознанное потребление и участие в экономике замкнутого цикла является ключом к сокращению негативного воздействия на окружающую среду. Пока в сознании некоторых людей бывшие в употреблении вещи вызывают пренебрежение и скептицизм, молодое поколение умело вписывает винтажную одежду в свой повседневный гардероб, развенчивая негативные предубеждения в отношении секонд-хенда.

Кроме того, развитию ресейла способствуют семьи с маленькими детьми, для которых дешевле и разумнее использовать подержанные вещи, чем покупать новые. Износ у детских вещей минимальный, а сделаны они зачастую из качественных тканей. Ребенок до трех лет в среднем носит одну вещь не дольше 3−6 месяцев, потом из нее вырастает.

Для бизнеса продолжающийся экономический спад в сочетании с повышенным интересом к проблемам экологии оказался выигрышной комбинацией. Компании включают идеи сознательного потребления в свои бизнес-модели и вводят новшества в традиционные методы продаж. Сегодня многие мировые бренды в ответ на желание потребителей вести экологичный образ жизни запустили программы перепродажи товаров либо внутри самой компании, либо в партнерстве с крупными ресейл-площадками. Так, осенью прошлого года The RealReal, крупнейшая в мире интернет-платформа по перепродаже вещей сегмента люкс, заявила о партнерстве с итальянским брендом Gucci.

Новая этика: как модная индустрия поступает с подержанной одеждой

Компании из индустрии моды часто используют готовые решения для экологизации своего бизнеса, в частности задействуют ресейл-платформы. В России одним из ярких примеров можно считать Авито.

Каждый день сайт посещают более 50 млн покупателей. Спрос на одежду и обувь на площадке постоянно растет, только за 2020 год он повысился на 36% по сравнению с 2019 годом. Так классифайды (ресурсы для размещения объявлений. — Прим. Plus-one.ru) становятся сейчас драйверами развития С2С-рынка, делая бизнес по перепродаже подержанных вещей удобным и эффективным.

Основатели петербургского монобренда Vatnique Кирилл Ступченко и Алексей Сорокин регулярно размещают в соцсетях объявления о продаже на Авито. Vatnique специализируется на пошиве стеганых курток с унифицированным дизайном, которые выпускаются партиями по несколько штук. Создатели марки одновременно помогают своим клиентам, которые решили продать куртку на вторичном рынке, и дают возможность купить вещь в хорошем состоянии тем, кто не может приобрести новую. Владельцы Vatnique считают, что в скором времени подобная практика найдет поддержку и у других компаний.

Год назад марка одежды родом из Екатеринбурга 12Storeez стала первым партнером ресейл-платформы Bewearcy, которая запустила проект по приему одежды в обмен на скидку. Bewearcy принимает одежду, обувь и аксессуары в хорошем состоянии, после чего реализует их на Авито, а также на зарубежных eBay и Depop. Платформа берет на себя заботы о подготовке вещей к продаже и поиске покупателей. Сегодня в число партнеров Bewearcy также входят Akhmadullina Dreams и Marie by Marie.

Bewearcy — далеко не единственная ресейл-площадка в нашей стране. В России широкую популярность завоевала платформа Oskelly, которая была создана в 2017 году по примеру французской Vestiaire Collective. На сайте Oskelly можно приобрести вещи люксовых брендов по приемлемым ценам. Сотрудничают с платформой и российские знаменитости, активно выставляя на продажу одежду из своих гардеробных. По данным исследования консалтинговой компании BCG (Boston Consulting Group) и Altagamma (объединение люксовых брендов из сферы дизайна, моды, продуктов питания, ювелирных изделий, автомобилей и гостеприимства), мировой рынок подержанных вещей сегмента люкс сегодня растет быстрее, чем рынок предметов роскоши в целом. Опрос, проведенный компаниями, показывает, что 32% потребителей делают выбор в пользу вторичной покупки премиальных товаров из-за разумного соотношения цены и качества. Сегодня по стоимости нескольких вещей из масс-маркета можно приобрести подержанную вещь известного бренда, которая прослужит своему владельцу заметно дольше.

Пионерами на рынке российского модного ресейла можно назвать платформу Second Friend Store, которая появилась в 2011 году. Однако ресейл не единственное экологичное решение, которое бренд предлагает потребителям. Так, площадка в сотрудничестве с дизайнером Тиграном Аветисяном выпустила апсайкл-коллекцию. В процессе апсайклинга используются старые или изношенные вещи, а также остатки тканей. Из всего этого создаются совершенно новые предметы гардероба. Сегодня апсайклинг стал настоящим трендом, который берут на вооружение и мировые бренды, и небольшие локальные марки. Каждая такая перешитая вещь является единственной в своем роде и рассказывает особую историю, что вызывает большой отклик у потребителей.

Для некоторых брендов философия осознанного потребления лежит в основе их существования. Дизайнер Мира Федотова, основательница одноименного бренда родом из Санкт-Петербурга, шьет одежду из натуральных материалов и стоковых тканей, оставшихся от коллекций модных домов. Крупные обрезки ткани дизайнер использует для создания вещей в технике пэчворк, а совсем небольшие отдает для упаковки украшений. На все вещи Мира дает пожизненную гарантию, а также принимает их для последующей перепродажи и апсайклинга.

Другой подход к участию в экономике замкнутого цикла нашел отражение в развитии шеринга одежды. Если раньше в аренду сдавали в основном вечерние платья и строгие мужские костюмы, то сегодня взять напрокат можно абсолютно любые вещи — от авангардных люксовых брендов до редких винтажных находок. Популярность площадок по совместному использованию одежды в последние годы заметно выросла: потребители выбирают их за возможность примерить новые образы, арендовать уникальные дизайнерские вещи или вещи известных брендов, что в итоге позволяет менять свой гардероб без вреда для окружающей среды.

Осенью прошлого года онлайн-платформа по аренде вещей Rent the Runway объявила о коллаборации с ThredUp. Ранее арендованные дизайнерская одежда, обувь и аксессуары будут доступны для покупки на сайте торговой площадки. Инициатива направлена на то, чтобы продлить жизненный цикл предлагаемых в аренду вещей. Компании также надеются, что такое сотрудничество позволит им привлечь дополнительную аудиторию. Как итог, тренду на шеринг не помешала даже пандемия, хотя в самый ее разгар некоторые эксперты со скепсисом смотрели на его будущее.

share
print