Истории

Фрагмент холста с прижизненным портретом Екатерины I подарили ГМЗ «Царское Село»

Фрагмент холста с прижизненным портретом Екатерины I подарили ГМЗ «Царское Село»
Фото: Олег Золото / MR7

Холст очень стар и нуждается в реставрации, но уже сейчас открывает некоторые тайны.

Музей-заповедник «Царское Село» стал обладателем истинного раритета — фрагмента картины «Аллегория на правление Екатерины I». По заключению экспертов, это, возможно, прижизненное изображение императрицы. Холст хранился в частной коллекции в России. Обретение стало возможным благодаря помощи мецената. Компания выкупила изображение специально для музея.

В коллекции Государственного музея-заповедника «Царское Село» теперь появилось прижизненное изображение императрицы Екатерины I — фрагмента картины «Аллегория на правление Екатерины I».

— Для нас это очень важно, ведь именем Екатерины Алексеевны названа наша резиденция, — сказала Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село». — Сейчас фрагмент картины ждет реставрация, она будет непростой и займет, возможно, около года, а потом уже изображение императрицы увидят посетители.

Ольга Таратынова поблагодарила благотворителей — одну из крупнейших российских фармкомпаний, которая помогла приобрести раритет. Провенанс (история бытования) и автор изображения императрицы неизвестен. Известно лишь, что фрагмент несколько лет назад привезла в Петербург жительница одного небольшого российского города, предложила музеям, хранящим русское искусство. ГМЗ «Царское Село» сразу захотел иметь этот живописный фрагмент в своей коллекции, но средств на закупку не было. И вот благодаря помощи бизнеса теперь старинный холст в музее.

Лариса Бардовская, хранитель фонда живописи музея-заповедника «Царское Село», поделилась планами, которые сама называет «пока мечтами»: создать в Екатерининском дворце экспозицию, посвященную супруге Петра I, тем более что в музее хранятся портреты Екатерины I.

ZOV61019.JPG

Фото: Олег Золото

То, что фрагмент, поступивший в музей-заповедник, создан во второй четверти XVIII столетия, сомнению не подлежит. Об этом уверенно заявил Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Русского музея. Григорий Наумович выдвинул гипотезу, которая, конечно, требует дальнейшего изучения и доказательств, хотя дает возможность вычислить примерное время создания фрагмента.

Дело в том, что Петр I, безмерно любивший жену, которая отвечала ему взаимностью, и доверявший ей, учредил в 1713 году высший женский орден — Святой Екатерины, которым, конечно же, наградил жену «в честь достойного поведения» за Прутский поход. С этим орденом она и изображена на фрагменте холста. А в 1698 году Петр I учредил высшую награду империи — орден Андрея Первозванного, который вручали государственным мужам за заслуги перед царем и Отечеством. Первым награжденным стал соратник Петра Федор Головин. Сам же царь-реформатор был награжден этим орденом шестым по счету. А Екатерина I получила орден Андрея Первозванного в 1725 году как правящая государыня — коронация состоялась в мае 1724 года, а орден был вручен в марте 1725-го. То есть холст, фрагмент которого теперь в музее, был создан в этом промежутке времени — когда Екатерина уже была императрицей, но еще у нее не было ордена Андрея Первозванного.

Сам же холст представлял собой, видимо, некоторое подобие генеалогического древа — в центре изображаемая персона, в данном случае — Екатерина Алексеевна, а по сторонам — предки, но, естественно, не Марты Скавронской, как звали будущую императрицу при рождении, а российского императорского дома, вплоть до Рюриковичей (хотя к ним Екатерина не имела ровным счетом никакого отношения. — Прим. ред.). Такую гравюру работы Андрея Зубова «Екатерина I в родословии», созданную в 1725 году, можно увидеть в Государственном историческом музее.

ZOV60826.JPG

Фото: Олег Золото

share
print