Истории

Алексей Герман-младший: «Меня смущает ненависть нас к нам»

Алексей Герман-младший: «Меня смущает ненависть нас к нам»
Фото: постер к фильму "Дело"

В Петербурге прошла презентация судебной драмы «Дело».

На «Ленфильме» представили фильм Алексея Германа-младшего «Дело». Как его называет сам режиссер — судебная драма без суда. Герман признается, что лента родилась не как высказывание, заявление по поводу, идея возникла, скорее, «технически».

— Я долго думал, как снять фильм в одной декорации, практически в одном времени, очень локально и не уходя в большой бюджет, — рассказал режиссер на премьере в Петербурге. — Отсюда появилась история с домашним арестом. Года три назад мы закончили писать сценарий. Он лежал, руки до него не доходили, а потом мы остановились с «Воздухом» (фильм о женщинах-летчицах, премьера которого намечена на 2022 год — ред.) из-за того, что его надо было снимать за границей, а вся заграница была закрыта из-за ковида — решили снять этот фильм.

ZOV22071.jpg

Фото: Олег Золото / MR7

«Дело» в итоге снималось в заброшенном детском саду в Репино. По версии режиссера, декорации должны были напоминать небольшой российский городок, например, где-то на Дальнем Востоке. В заброшенном особняке съемочная группа создала квартиру профессора Давида Гурамовича, говорящего на шести языках, специалиста по Серебряному веку, постоянного курящего, открыто обвинившего мэра городка в краже пяти миллионов из бюджета. Свое возмущение поступком мэра профессор подкрепил еще и карикатурой в соцсети, на которой изобразил, как чиновник совокупляется со страусом. Реакция мэра не заставила себя ждать — на ученого завели дело о хищении средств, выделенных на проведение конференции.

Видео: Олег Золото / MR7
Режиссер фильма Алексей Герман-младший не смог присутствовать на премьере из-за простуды, на вопросы зрителей он отвечал "удаленно"

— Мы старались снять картину — панораму русской жизни со всеми ее настроениями, ощущениями, возможностью достаточно большой жестокости, фильм про жажду справедливости. Но это фильм не про идеальных людей, — объясняет Алексей Герман-младший.

Реальной истории в основе картины не было. Но похожих историй — уголовных дел, возбужденных в отместку, преследований за посты в соцсетях — в новостной ленте можно набрать с лихвой. Но фильм не про идеального борца за правду. У профессора, как у всех других героев фильма, есть свои достоинства и недостатки — страхи, сделки с совестью.

— Я считаю, что в России для меня сейчас нет той идеи, которой я бы верил на сто процентов, — говорит режиссер. — Я не верю, что здесь возможна светлая демократическая революция. С другой стороны, невозможно жить, когда мелкий начальник становится Господом Богом, и ничего ты с ним сделать не можешь. Невозможно жить, когда в Facebook Цветкова перепостила какие-то картины, и сейчас ее мучают силовики непонятно за что. Но я не верю и ни в какие идеальные образы никаких идеальных борцов с нынешней российской властью.

Финал фильма подчеркивает эту неопределенность, когда даже победа оказывается поражением из-за своей тщетности.

— Худшие ли мы на свете? Наверное, нет. Что — в других местах не воруют? Меня не это беспокоит. Меня смущает ненависть нас к нам, когда мы друг друга не слышим, что-то не делаем из-за того, что боимся, когда мы все идеализируем, — говорит режиссер, — Этот фильм вообще не про позицию, он про соощущение со временем и людьми, с которыми мы живем.

share
print