Истории

Обострение. Почему мы ругаемся из-за вакцин

Обострение. Почему мы ругаемся из-за вакцин
Фото: Ульяна Бондарева

И при чем тут «магическое мышление».

Кажется, в наши дни нет страшнее вопроса при встрече: «А вы вакцинировались?». Никогда не угадаешь с правильным ответом. Любой может оказаться неприемлем для собеседника. Это почти как «Ты за белых или за красных?» в 1917-м или «Ты за Путина или за Навального» в 2019-м. Президент Общероссийской общественной организации инвалидов, потребителей психиатрической помощи и их семей «Новые возможности» Алексей Гегер объясняет, почему мы столь непримиримы в вопросах вакцинации. А что с этим делать — очевидно: успокоиться и думать прежде всего о своем здоровье, а не враждовать.

890x675_1n1WIQ4cF5JqP82KNWbP.jpg

Фото: Алексей Гегер

— Сейчас мы снова живем в тяжёлое время: пандемия собирает свою «чёрную жатву», люди растеряны и напуганы. Но когда мы напряжены до предела, напряжение часто снимается протестной риторикой в соцсетях. Сейчас все разделились на тех, кто за вакцинацию и кто против неё. Со стороны может даже показаться, что все немного повредились разумом на этой почве; так каждый отчаянно отстаивает свою позицию.

Однако с точки зрения социологии, социальной психологии здесь нет ничего удивительного — срабатывают естественные механизмы социальной идентификации, основной из которых — это либо сопоставление, либо противопоставление взглядов «своей группы» тем взглядам, которые считаются «не своими», или враждебными.

Механизмы социальной идентификации незаметно для нас срабатывают каждый день, даже когда мы идём побаловать себя кофе или купить хлеба. В этой связи вспоминается анекдот: англичанин оказался один на необитаемом острове, и когда через год экспедиция приехала его забирать, то все увидели три шалаша. На вопрос, что это за шалаши, он ответил, что в первом он живет, второй шалаш — это бар, в который он ходит, а третий — бар, который он игнорирует.

Но когда мы видим очередной «холивар» в соцсетях, то все механизмы уже запущены, а как же они изначально запускаются?

У «антиваксеров» есть, казалось бы, весомые аргументы, ведь так отчаянно они отстаивают свою позицию. Рассмотрим для примера один из них. Часто противники вакцинации говорят: «Мою свободу на передвижение нарушают этими запретами». При этом принято ссылаться на то, что в Конституции ничего прямо не сказано о контроле передвижения ввиду инфекционной обстановки. Но все ситуации в Конституции предусмотреть сложно, и потому в ней есть оговорики, в том числе о том, что права и свободы могут быть ограничены Федеральным законом в интересах других лиц. И такой закон на тему вакцинации тоже есть. В нем говорится, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения может быть ограничено на отдельных территориях из-за опасности распространения массовых заболеваний. К таким заболеваниям сейчас относится COVID-19.

Незнание этой цепочки законов провоцирует слухи и домыслы, «маховик» раскручивается, люди начинают испытывать все больше и больше негативных эмоций, они чувствуют принуждение со стороны властей. Из-за неэффективной просветительской работы, которая не была вовремя начата, люди не чувствуют себя в безопасности — протест нарастает.

Каждый протестует как может — это и тихий саботаж, и публичные призывы в соцсетях. Кто-то призывает к составлению петиций чиновникам, при этом опять же не зная о том, что те не рассматривают петиции, созданные на зарубежных платформах, — для этих целей существуют отечественные площадки. И вот снова разногласия, непонимание, агрессия.

Длительное нахождение на карантине привело к тому, что у многих психическое напряжение зашкаливает. Ситуацию осложняет ещё то, что вирус незнакомый, никто не знает точно, как он работает, какие именно осложнения ждут впоследствии переболевших. Незнание и психическое напряжение запускает механизм магического мышления. Ситуация осложняется тем, что магическому мышлению в России подвержены буквально все, весь наш быт насквозь пронизан магическим мышлением — мы «сидим на дорожку», «плюнем через левое плечо», постоянно повторяем «чтоб не сглазить» и т. д. Теперь же в этот ряд добавились наночипы, которые вживляют вместе с вакциной. Магическое мышление позволяет объяснять то, чего мы не понимаем.

В истории с чипами срабатывают механизмы, схожие с теми, что работают при психических расстройствах, а именно, когда человек подсознательно опасается быть незначимым, он разворачивает в своём разуме целую историю с четко выверенной драматургией о том, кто и как за ним «следит». По схожему сценарию разворачивается следование «идеологии наночипирования». Условный Иванов Иван Иванович из далекой деревни N просто никак для себя не может смириться со своей незначимостью для властей. Как это он может быть неинтересен? Ведь он такой важный человек — прежде всего для себя самого, для своих близких и друзей. Отсюда разворачивается представление, что вот именно за ним-то следить и будут, узнают все его «секретики», воспользуются своим знанием. При этом Иван Иванович даже не подозревает, что благодаря его смартфону и технологии big data о нем и так много чего известно лет как десять: где живет, какие покупки делает через интернет, даже какой его «любимый бар» и тот «бар, что он игнорирует». Все мы оставляем после себя «цифровые следы», и этот процесс уже не остановить. И этой информации уже достаточно, чтобы показать нам рекламу именно тех товаров, которые нам могут быть интересны, или изучать комментарии в соцсетях для получения информации для социологических исследований, результаты которых запрашиваются в том числе и властями.

Давайте же меньше волноваться и подумаем о своём здоровье и здоровье своих близких, о здоровье окружающих. Всем мягкой тёплой погоды и «холодной» головы.

share
print