Истории

Художница печатает портреты предков на коже

Художница печатает портреты предков на коже
Фото: из архива Инны Гринчель

Не своей. Отбракованный материал из мастерской автора стал основой для изображений столетней давности в необычном арт-проекте.

«Кожа старого мира» — выставка под таким названием проходит в галерее «Док-Арт». Петербургский художник и дизайнер Инна Гринчель перенесла изображения со старых фото из семейного альбома на кожу, хранившуюся в мастерской. И получился невероятный эффект — образы людей на фактуре натуральной кожи обрели особую глубину и силу. Проявилось ощущение истории. И до него можно дотронуться.

Кожаный художник

Кожа — один из любимейших материалов, с которым работает Инна. Она сама себя так и называет — «кожаный художник». Окончив Мухинское училище, она дополнительно изучала технологии работы с кожей, занималась профессиональным переплетом книг. Ее проекты «Мебель из кожи художника» и «Кожа художника» с увеличенными и перенесенными на ткань, бумагу, лампы и другие предметы отпечатками ее собственных пальцев — тех трех, что держат кисть — два десятка лет назад произвели фурор в мире дизайна.

Инна Гринчель (1).jpg

Фото: из архива Инны Гринчель
Инна Гринчель с фотографией из семейного архива

В Эрарте несколько лет назад Инна представила проект «Регенерация» — обернула кожей античные гипсы, архетипические лики которых сразу обрели индивидуальность.

«Кожа традиционно ассоциируется с телесностью, живой плотью. Кожа как материал сохраняет отношение к себе как к чему-то „живому“, заряженному энергией, но при этом уже не к телу и плоти. В работах художницы мы видим эту границу между телесностью и бестелесным», — написала в одной из статей о творчестве Инны Гринчель искусствовед Елена Григорьянц. — «Соединяясь с бытийностью, кожа с ее потертостями, неровностями, элементами цвета и фактуры, „дефектами“ в виде дыр и надрезов, превращается в арт-объект».

И при этом Инна — вегетарианка. Но для нее кожа — свиная и телячья — материал для создания произведений искусства. О том, что она некогда скрывала живую плоть, художница ни на минуту не забывает.

«Можно быть рядом, но не ближе, чем кожа»

Эта строчка Бориса Гребенщикова вспоминается, когда Инна рассказывает о семье, а я вглядываюсь в лица ее предков на кожаных панно. Материал для этого проекта Инна нашла в залежах мастерской. Он с рваными краями, а поэтому некогда отбракованный, так и завалялся у художницы. И вот — пригодился. Изображение на коже печатали на особом широкоформатном принтере, работа шла долго и сложно из-за фактуры материала.

Карл Юстус Леопольдович Черке 1850 - 1930 прапрадед Инны Гринчель.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Карл Юстус Леопольдович Черке

Прапрадед Инны по отцовской линии Карл Юстус Леопольдович Черке (1850−1930) — балтийский немец, мельник, перешедший в православие из лютеранства и вынужденный уехать из-за этого из родных мест в Печоры.

Прадед по материнской линии Вячеслав Николаевич Васильев (1868−1936) на фото в военной форме, хотя не был военным никогда, это просто какой-то маскарад с переодеванием. На самом деле он агроном, выпускник Тимирязевской академии и потомственный почетный гражданин.

Вячеслав Николаевич Васильев 1868-1936 агроном выпускник Тимирязевской академии прапрадед Инны Гринчель.jpg

Вячеслав Николаевич Васильев

— Судьбы многих моих родных, запечатленных на фотографиях из семейных альбомов, были непростыми, часто трагическими. Семейная история раскрыла для меня много тайн и подробностей во время работы над проектом, — рассказывает Инна. — Вот прелестные девушки — сестры моего прадеда — Вера, Татьяна, Евгения Васильевы. Татьяна по профессии филолог, постриглась в монахини, стала инокиней Сергией, прошла лагеря.

В семье Инны сохранились старые альбомы с фотографиями — реликвии, без которых не только эта выставка не была бы возможна, но и само осознание семьи, ближнего круга было бы другим. Главной хранительницей этого архива была бабушка художницы Мария Вячеславовна Васильева (1906−1966). Она работала в Публичной библиотеке, в том числе и все годы блокады. Среди предков Инны — сельская учительница, агроном, мельник, полковник царской армии, монахини — разные люди, прожившие трудные жизни. Инна использовала для проекта лишь дореволюционные фото, чтобы нас — зрителей — от тех, на кого мы смотрим, отделяло не меньше, а даже больше века.

Где: Галерея «Док-Арт» — Уральская улица, дом 2, строение 1.

Когда: до 19 декабря.

0+

share
print