Истории

«Я на стороне детей»

«Я на стороне детей»
Фото: Ирина Астафьева

Защищавшую подопечных с аутизмом на детской площадке педагога-психолога вынудили уйти из коррекционной школы.

«Утихомирьте Астафьеву», — по нашим данным, такой звонок поступил из отдела образования в коррекционную школу № 131, после чего директор вызвала педагога на ковер и предложила уйти. Поводом, по мнению преподавателя, стало ее видео с советами, как родителям детей с отклонениями в поведении добиться сопровождения тьюторов в школе.

Чью сторону выбираете?

Педагог-психолог Ирина Астафьева, специалист по работе с детьми с расстройством аутистического спектра, рассказала в соцсетях о том, что руководство вынудило ее уволиться по собственному желанию из коррекционной школы.

Свое вынужденное увольнение Ирина связывает с участием в прямом эфире в Instagram, где она дала родителям детей с тяжелым поведенческими нарушениями лайфхак, как получить заключение комиссии (психолого-медико-педагогической комиссии) на сопровождение тьютора. Тьютор — это помощник ребенка в школе, который облегчал бы процесс обучения всем: и ребенку, и учителю, и родителям.

После полезного эфира родители семь из девяти учеников класса Ирины подали документы на тьюторов и получили необходимые заключения. Директору школы, судя по всему, это не понравилось.

— Меня вызвали в прошлый понедельник (6 ноября — ред.) к директору и сообщают, что в школу пришли заключения комиссии на тьюторов и их слишком много, — рассказывает Ирина. — «Зачем вы это сделали? — спрашивает меня директор. — «Вы же понимаете, что у нас всего 1−2 ставки тьюторов в школе?»

По словам педагога, она попыталась объяснить руководству школы, что имея заключения комиссии о необходимости ученикам тьюторов, получить таких специалистов (дополнительные ставки) в отделе образования и выбивать бюджет будет проще.

— «На чьей вы стороне?» — спросила меня в понедельник директор. — рассказывает Ирина. — «На стороне детей!» — ответила я. А директор возразила: «А должны быть на стороне школы». Оказалось, что у детей и школы — разные стороны!

Ирине недвусмысленно намекнули, что у нее два варианта — перестать давать родителям полезные советы или написать заявление об уходе по собственному желанию. Она не раздумывая выбрала второе.


История

Ирина работает не только в 131-й школе, но и в центре для детей с РАС «Какая разница». Минувшим летом именно Ирина гуляла с воспитанниками центра на детской площадке в ЖК «Балтийская жемчужина», когда местная жительница вдруг начала выгонять особых детей, чтобы те не пугали «нормальных» детей. Именно Ирина записала возмущения дамы и пыталась объяснить ей, что дети с РАС имеют такие же права кататься с горки, как и любые другие. Конфликт получил широкую огласку. В обществе заговорили о проблемах особенных детей, о том отношении, с которыми сталкиваются их родители.

«Кто будет заступаться за наших детей?»

Ирина Астафьева пришла в 131-ю школу около пяти лет назад, неопытной и зеленой, но в процессе научилась многим современным методикам и практикам по работе с детьми с поведенческими отклонениями. Она считает, что даже самые тяжелые дети должны оставаться в школе — с ними просто можно научиться работать. Родители обожают Ирину, потому что она всем даст советы и готова биться за каждого ученика.

Сын Ольги Чичеровой — второклассник этой школы с диагнозом «аутизм». В прошлом году руководство учебного заведения вызвало маму и предложило перевести Колю на домашнее обучение. Ольга вспоминает, что единственный педагог, который настоял, чтобы мальчик остался в школе, была Ирина Астафьева.

— Если она уйдет, за наших детей заступаться будет некому?! — переживает Ольга. — Ирина была нашим педагогом, когда мы учились в первом классе. Она не боится детей со сложностями и знает, как с ними работать. Я прочла пост о том, что ее вынудили написать заявление. Для меня это было большим шоком. В этом году Ирину у нас забрали, а у нас осталась очень молодой специалист — только из института. Но Ирина все равно подходит к нам и дает советы молодой коллеге. Таких педагогов, которые умеют работать со сложными детьми, больше нет.

Ольга Чичерова добавляет, что ее сыну комиссия еще два года назад выдала заключение на сопровождение тьютором.

— Директор мне объясняет, что ставка открыта, но людей нет. Хотя я знаю лично тех, кто хотел бы поработать тьютором, и они обращались в нашу школу, но им сказали, что вакансии нет, — рассказывает Ольга.

Мама первоклассницы Миланы, у которой также стоит диагноз РАС, Ксения, также переживает, что их классу будет тяжело без любимого педагога Ирины: «С нашими детьми очень тяжело найти общий язык, а она умеет с ними общаться. Нам очень жалко потерять ее. У нас теперь остался один учитель на два класса и с такими детками она работает впервые». Ксения также недавно получила заключение о сопровождении тьютором ее ребенка в школе и намерена добиваться, чтобы им его предоставили.

Мы попросили директора 131-й коррекционной школы Людмилу Ненашеву прокомментировать ситуацию, но та категорически отказалась что-либо объяснять и повестила трубку. Несколько родителей из класса, в котором преподавала Ирина, отправили в администрацию, детскому омбудсмены и главе города Беглову запросы на тему: «Почему школа склоняет к увольнению своих педагогов?».

Сама Ирина не унывает. После того, как она в соцсетях рассказала об увольнении, директора и завучи нескольких бюджетных организаций пригласили ее к себе на работу. А пока она продумывает еще один просветительский вебинар для родителей детей с РАС о том, где и как они могут получить квалифицированную помощь и какие в городе есть бесплатные ресурсы для таких семей.

«Не было давления. Сама уволилась»

Замглавы администрации Красносельского района Елена Гавриленко сообщила редакции MR7.ru, что школа № 131 не выступает против тьюторов. «Напротив, в учреждении систематически доводится информация до родителей обучающихся о возможности тьюторского сопровождения или сопровождения ассистентом при условии получения заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ТПМПК). В последний раз данная тема поднималась 27 ноября на собрании Школьного родительского комитета, на котором присутствовали представители от каждого класса. Составлен протокол собрания с подписями родителей».

По данным Елены Гавриленко, на 1 сентября рекомендацию о тьюторском сопровождении имел только один учащийся из всей школы. Но потом родители написали еще заявления. Администрация перенаправила их в ПМПК. 1 декабря школа получила от ПМПК заключения с рекомендациями о тьюторском сопровождении еще какого-то количества детей. Какого количества — несмотря на то, что в запросе редакция MR7.ru просила указать точное число — не сообщается.

Полученный от администрации ответ перекликается с тем, что говорит Ирина Астафьева — о том, что после ее эфира родители пошли в комиссию «выбивать» заключения о тьюторах для детей. Затем, получив эти заключения от комиссии, — директор вызвала педагога для разговора.

От Елены Гавриленко мы также узнали, что сейчас идет оформление второго тьютора в класс, с которым занималась Ирина Астафьева. После ее ухода в сдвоенном классе останется всего один учитель.

Замглавы района Елена Гавриленко утверждает, что директор Людмила Ненашева не упоминала в разговоре с Астафьевой ее публикации в Instagram: «Обсуждались текущие вопросы образовательной деятельности». Почему после этого разговора Ирина решила уволиться, не сообщается.

«Никакого давления на учителя администрацией ГБОУ № 131 не оказывалось, — говорится в ответе. — С 8 декабря Астафьева находится на больничном, при этом она распространяет записи в соцсетях о том, что ее принуждают уволиться за то, что она информировала родителей обучающихся детей о том, как реализовать права на получение тьюторского сопровождения, что не соответствует действительности».


Комментарий специалиста

Наталья Денисова, сама мама ребенка с РАС, и руководитель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) в Петербурге рассказывает, что к ним за последние три месяца уже поступило несколько жалоб на качество образовательных услуг в 131-й школе.

— Я вижу системные ошибки в работе администрации района, муниципальных образований и территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, — говорит Наталья. — Очевидно, что после череды скандальных событий (сорванного летнего отдыха и скандала на детской площадке — ред.) в районе должны были пройти просветительские мероприятия по формированию лояльного отношения к детям-инвалидам. Этого нет, но зато есть вопиющие случаи отказов в зачислении в школы и сады детей с отклонениями в связи с отсутствием мест. Есть желание скрыть недостатки работы системы, некомпетентность ее представителей. Мы очень надеемся, что внимание общественности к череде системных ошибок в организации работ в области образования в Красносельском районе позволит чиновникам задуматься и устранить недостатки, а не изгонять специалистов, готовых помогать семьям с детьми-инвалидами.

Наталья Денисова сообщила, что ВОРДИ уже подало заявление в прокуратуру по данному поводу.

share
print