Истории

Финские диваны и много туалетов. Как создавали Пулково-1

Финские диваны и много туалетов. Как создавали Пулково-1
Фото: twitter.com/pulkovo_led

Инженеры рассказывают, как 50 лет назад трудились над проектом ленинградского аэровокзала, который теперь могут снести.

Советское здание аэровокзала в Пулково планируют снести — об этом в конце 2021 года заявили чиновники. Архитекторы Петербурга распространили петицию, в которой просят не уничтожать образец «советского модернизма», многие годы являвшегося визитной карточкой Ленинграда. Мы поговорили с теми, кто участвовал в проектировании и строительстве самого большого на тот момент аэропорта в СССР.

Расчеты и планы тут же везли на стройку

В следующем году зданию «Пулково-1» исполняется 50 лет: свежепостроенный аэровокзал принял первых пассажиров в мае 1973 года. Но до юбилея он может не дожить. Управляющая петербургским аэропортом компания «Воздушные ворота Северной столицы» опубликовала заявку на подготовку проекта планировки территории «зоны влияния» аэропорта. На территории планируются новые пассажирские и грузовые терминалы, бизнес-центр, логистический центр, гостиница, автобусная станция и многоуровневая парковка. Их хотят возвести в том числе на месте бывшего терминала «Пулково-1». Вице-губернатор Петербурга Максим Соколов обмолвился, что сохранить советское здание аэровокзала с функциональной точки зрения будет непросто, и даже «невозможно».

«Нам всем надо будет подумать, что сделать, чтобы ни у кого не было изжоги», — прокомментировал чиновник возможный очередной снос знаковой постройки советской эпохи. Но подобные планы почти сразу вызвали «изжогу» у многих городских архитекторов и градозащитников. На archi.ru была опубликована петиция «Спасем Пулково!», которую подписали уже почти 4000 человек. Среди подписавших есть и те, кто лично участвовал в создании проекта аэропорта.

— Я попала в 13-ю мастерскую Ленпроекта в 1967 году. Мне было 27 лет, — рассказывает инженер-конструктор Татьяна Румянцева, — Мастерская уже вовсю занималась проектированием здания аэровокзала, специалисты были очень нужны.

За год я из инженера выросла до старшего инженера, потом стала руководителем группы. Ни до, ни после я не встречала такой творческой атмосферы, какая царила в мастерской Александра Жука. Мы все — и архитекторы, и конструкторы, и сметчики — понимали, что перед нами очень амбициозная задача, наши чертежи буквально «вырывали из рук» и сразу отвозили на стройплощадку.

photo1642344438.jpeg

Фото: Любовь Румянцева
Татьяна Румянцева с подаренной подругой кружкой, на которой изображен аэропорт "Пулково"

Архитектурный проект нового здания аэровокзала начали разрабатывать в середине 1960-х в 13-й мастерской Ленпроекта. Возглавлял работу известный ленинградский архитектор Александр Жук (он же — автор здания БКЗ «Октябрьский» и ТЮЗа им. Брянцева). Проектировщики сами часто ездили на стройку, контролировать рабочих.

— Хотя добираться в сторону Пулково в то время было очень сложно, — вспоминает Татьяна Румянцева, — до метро «Московская», на автобусе до развилки, а потом на попутных грузовиках до стройки. Здорово было увидеть воплощение наших проектов в натуре так быстро.

Татьяна рассказывает, что опыта строительства такого современного аэропорта у советских архитекторов в те годы еще не было, поэтому они ездили за границу, чтобы изучить уже существующие здания в союзных и дружественных странах.

— Помню, что коллег особенно впечатлил аэропорт в египетской столице, — добавляет Татьяна Румянцева.

Ее коллега Елена Каппер пришла в мастерскую НИИ «Ленпроект» чуть позже — летом 1969 года, в разгар работы над проектом аэровокзала.

Каппер.jpg

Фото: из архива Елены Каппер
Елена Каппер

— Хотя я только окончила институт, меня сразу «взяли в оборот». Поручили разрабатывать железобетонное перекрытие вокзала. А потом доверили проектировать все монолитные железобетонные лестницы. Это было довольно «многодельно», поэтому никто из конструкторов не хотел с ними возиться. А мне было интересно, и я не подумала отказаться, — говорит Елена,

— Особенно сложно было сочинить конструкции винтовой лестницы. Я пыхтела над ней довольно долго. Но чертеж получился красивый и я все эти годы (больше 50 лет!) храню его на шкафу. А саму винтовую лестницу я часто видела потом в нашем кино. Например, в фильме «Анна и Командор» по ней сбегает Алиса Фрейндлих. Эта работа была хорошей школой для меня на всю жизнь.

ЕленаКаппер_чертеж.jpg

Фото: из архива Елены Каппер
Елена Каппер за работой над чертежами аэровокзала Пулково

Первая в СССР лента выдачи багажа

Здание ленинградского аэровокзала было грандиозным сооружением. Визуально аэропорт все узнают благодаря его архитектурной «фишке» — пяти световым фонарям на грибовидных основах. В народе их прозвали «банками» или «пять стаканов». Ходила даже легенда, что якобы Александру Жуку эта конструкция пришла в голову при виде граненого стакана на каком-то банкете.

— На самом деле автором идеи и первых эскизов световых фонарей был другой известный ленинградский архитектор — Жан Вержбицкий, — говорит Татьяна Румянцева. —  Уже после открытия аэропорта его имя тоже включили в список получателей Государственной премии — в том числе благодаря разработке этой уникальной конструкции.

Аэровокзал в Пулково проектировался максимально современным и функциональным. Одним из новаторских решений стало разделение пассажиропотоков по этажам — на одном этаже прилет, на другом — вылет.

— Впервые в аэропорту появилась лента выдачи багажа, до этого чемоданы выдавали служащие пассажирам «в руки», — вспоминает Татьяна Румянцева. — Для нас самих такой способ получения багажа был в диковинку, тогда казалось, что «самообслуживание» обязательно приведет к массовой краже чужих чемоданов!

Жук_и_Румянцева_деньрождения.jpg

Фото: из архива Татьяны Румянцевой
Празднование дня рождения Александра Жука (в центре), брюнетка слева - Татьяна Румянцева

— Главный архитектор Александр Жук был «играющим тренером», — рассказывает Елена Каппер. — Он был не только автором концепции аэровокзала. Его хватало на то, чтобы лично руководить работой каждого участника нашей команды. Помню его в нарукавниках за чертежной доской. Он приходил на работу рано и всегда что-то сам чертил. Он часто обходил всех архитекторов и, сидя за их столами, проверял работу каждого. Помню его слова, что даже если уже на этапе строительства он вдруг увидит, что где-то вышло плохо, то добьется переделки. И такой случай был: на нескольких лестницах были сделаны глухие монолитные ограждения. Жуку они не понравились, он лично разбил их кувалдой и заменил на металлические ограждения. Вообще он проверял там все до последнего гвоздя.

чертежКаппер_сейчас.jpg

Фото: из архива Елены Каппер
Чертеж винтовой лестницы

«Банки» родного аэропорта

Внутренняя отделка помещений аэровокзала должна была соответствовать высоким международным стандартам, поэтому в залы ожидания были заказаны диваны и столики из Финляндии, иностранная сантехника.

— Даже фурнитура, включая дверные ручки, была финская, — вспоминает Татьяна Румянцева. — Я занималась расчетами «зоны Б» — помещений, куда прибывали иностранные рейсы. Это было «окно на Запад», там были кафе, книжные киоски, уютные диванчики… Разве что ковров не было. Много удобных туалетов. Сейчас это даже упоминать смешно, а тогда казалось достижением. Помню, что Александр Жук поехал на торжественное открытие нового здания и запуск первых пассажиров. Вернулся оттуда очень бледный — толпа посетителей не очень бережно отнеслась к новой мебели и сантехнике, на унитазы залезали с ногами, ручки откручивали… Потом, вроде бы, часть дорогой мебели заменили на что-то более простое и «вандалопрочное».

urk2prmqrowm2atiis.jpg

Фото: скан из рекламного издания / pastvu.com
Интерьер Пулково-1, 1970-е

Авторы проекта самого большого на тот момент в СССР аэровокзала получили государственную премию, рядовым сотрудникам мастерской тоже полагалось финансовое поощрение.

— Нам выплатили премию в размере двух-трех окладов, что было большим праздником, — говорит Татьяна Румянцева. — На эти премиальные я купила первые в своей жизни золотые серьги. Но деньги — не главное. Вот уже почти 50 лет стоит уникальное здание аэропорта Пулково. Десятки раз я побывала там, как пассажир. И каждый раз, когда сворачиваешь с Московского шоссе и видишь вдали стеклянные «банки» родного аэропорта, в душе просыпается радость от предстоящего путешествия. И я уверена, что подобные чувства испытывает большинство жителей Петербурга.

share
print