Новости

В Петербурге - выставка платьев 40-х

Петербурженки Мария Сак и Соня Керзум сделали необычную выставку, посвященную Блокаде.

«Посмотрите, оно сшито своими руками», - осторожно дотрагивается до швов платья, сшитого в 1940-х годах, 22-летняя Мария. Черное с розами, из крепдешина, с красивым круглым воротником - на вид оно совсем не ношеное.

Девушка нашла его в шкафу своей бабушки, уже после ее смерти. Почему-то это платье бабушка никому не показывала. «Она рассказывала, что «на гулянки» они ходили за 5-7 километров босиком, туфли в руках несли, чтобы не стоптались», - вспоминает Мария.

Идея достать и показать людям платья блокадной поры у девушек–волонтеров общественной организации «Немецко-Русский обмен» родилась после встречи с 80-летней Натальей Вениаминовной Дунаевской. Она пережила блокаду Ленинграда и до сих пор живет в том же доме на Петроградской стороне.

В конце войны, когда тканей в продаже не было никаких, ее бабушка, портниха, сшила ей два платья. Первое - для школьного выпускного, из простыни, покрашенной в зеленый цвет. А второе – черное, из лоскутков, найденных дома. «Я носила это платье только вечером, потому что днем было заметно, что оно лоскутное и цвет неровный. С одним юношей мы днем ходили в музеи, и он всегда спрашивал: почему я не надеваю то черное платье? Я стеснялась сказать», - вспоминает Наталья Вениаминовна.

Девушки, вдохновленные рассказом, решили сами сшить из кусочков платье, напоминающее то, что было у Натальи Вениаминовны. Им помогла Наталья Першина-Якиманская, художница. Так родилась инсталляция «Говорящее платье».

На экспозиции в Детском историческом музее на Болотной улице, 13 выставку сопровождает запись разговора с бабушкой-блокадницей и популярные песни тех лет. Выставка будет работать до конца сентября.

Цитатата

«В одну из блокадных зим Наталья Дунаевская вместе с подругой Шурочкой отправилась в Карповские бани. Там она потеряла сознание. Подруга тащила ее на своей шинели до дома. Мы с Соней решили повторить этот путь. Я тащила ее на шинели. Но не смогла протащить и километра – очень тяжело!» - вспоминает Мария Сак.

share
print