Истории

Только 20 из 90 заявлений на альтернативную службу одобряются

13 мая в Петербурге состоялась пресс-конференция «Альтернативная служба – право на бумаге?»

По данным правозащитной организации «Солдатские матери Петербурга», в этом году в нашем городе подано уже больше 100 заявлений на альтернативную гражданскую службу. В прошлом году организации стало известно о 90 заявлениях. По словам Елены Поповой, пресс-секретаря, только 20 человек получили право на замену службы.

Возможность прохождения гражданской альтернативной службы закреплена законом и Конституцией. Призывник должен подать заявление о замене службы на альтернативную, принести характеристику с места учебы или работы, автобиографию и обосновать свое желание перед призывной комиссией.

Среди перечня возможных причин для отказа – пропуск срока подачи заявления (оно должно быть подано за полгода до призыва). Большинство призывников пропускают сроки. Но в законе сказано, что эта норма носит технический характер, для удобства организации альтернативной службы. Срок может быть продлен, если убеждения человека противоречат службе в армии. Но, по мнению Елены Поповой, призывные комиссии видят в этой норме механизм для отказа.

В Петербурге альтернативную службу проходят уже не первый год, «альтернативщики» служат в Мариинской, в Елизаветинской больнице, в психоневрологическом интернате.

В разных районах - по-разному

Очень спокойно, без судов получают разрешение на замену службы альтернативной в Приморском и Московском районах, сложнее в Василеостровском и Петроградском, но самая острая ситуация с отказами, по мнению Елены Поповой, сложилась во Фрунзенском районе.

По ее словам, в военкомате этого района отношение к желающим пройти альтернативную службу сродни травле. На заседаниях призывной комиссии, рассказывает Елена, призывникам говорятся фразы типа «Да вы просто трусите», «У вас бред» и так далее. Ребята сталкиваются с неприкрытой агрессией. Федору Шумову, который судился за право проходить альтернативную службу, между перерывами сказали: «Все равно мы тебя в армию заберем». Сейчас парень проходит «альтернативку».

Андрей Емельянов, представитель призывной комиссии Фрунзенского района, категорически не согласен с Еленой. Он привел документы, согласно которым из 14 обратившихся с заявлениями на замену военной службы за прошлый год только семеро получили отказ.

Решения принимаются на уровне флюидов

«Закон четко не определяет, какие должны быть убеждения, чтобы человек проходил альтернативную службу. Поэтому, вынося решения, члены комиссии ориентируются на свой человеческий опыт. Сейчас главой призывной комиссии является глава администрации муниципального образования, человек независимый, поэтому процесс крайне демократичный», - говорит он.

По его словам, аргументация некоторых молодых людей просто не убедительна. Зачастую призывники выдвигают мнения, которые не могут восприниматься серьезно, например, «не могу строиться в ряды, шеренги и колонны».

На вопрос – какая же аргументация считается убедительной, Емельянов затруднился ответить. По его словам, у членов комиссии могут быть ощущения «на уровне…флюидов».

Докажи, что ты пацифист!

Показательный пример противостояния пацифиста и призывной комиссии – история 22-летнего Константина Мустафина, педагога-филолога.

«Я человек мирный, у меня есть внутренние табу, которые я не могу переступать. Я не приемлю насилия, а армия – это силовой институт!» - говорит Константин. Молодой человек хочет пройти альтернативную службу, готов быть полезным обществу в больнице или работать с детьми.

Однако три раза призывная комиссия ему отказывала. Константин погряз в судах, которые также выносят отказы, но тот продолжает бороться. «Я мог бы пройти медицинскую комиссию и, возможно, был бы признан негодным. Но для меня важно доказать свои убеждения и взгляды!» - говорит он.

По его словам, на одном из судебных заседаний его не признали пацифистом, потому что его слова не соотносятся с высказываниями признанных пацифистов Толстого и Ганди.

«Я не верю Константину, и не зря призывная комиссия выносит такое решение. В армии, если уж он действительно отрицает насилие, ему нашлось бы дело – там нужны повара, библиотекари, много работы в клубах, стройбат, наконец!» - говорит Андрей Емельянов.

Напомним, альтернативная гражданская служба продолжительней срочной воинской почти в два раза.

share
print