Истории

Герои нашего времени

За что сегодня петербуржцы получают ордена и медали.

Меньше, чем космонавтов

Он слушает орган как доктор. Показывает, где какая труба играет. Спрашиваю шепотом: «Все нормально?» Чуть морщится: «До-диез подводит». Сам мастер играет на органе, только когда никто не слышит: дико боится публики.

Юстин Пронцкетис числится в Капелле рабочим – реставратором-ремонтировщиком. Голый оклад - 8 600 рублей. Две недели назад его наградили знаком заслуженного работника культуры РФ. «Когда кошку гладишь, ей приятно. Вот и мне так, - говорит мастер. - На награждении говорили, какой я уникальный, и что нас даже меньше чем космонавтов». Он не понимает журналистского ажиотажа вокруг собственной персоны. Куда больше гордится своим студнем, который готовит по особому рецепту.

ХАРАКТЕР. 12 мая резко упала температура на улице, и концерт в Капелле задержали на 15 минут. «Орган гуляет, - расстроился вслед за инструментом Юстин Пронцкетис, – Обычно настраиваю за час». Этот инструмент и характер может показать. До сих пор вспоминают, как Исайя Браудо – тогдашний Бог Капеллы - во время репетиции вызвал Юстина ночью – орган отказывался играть: «Накануне я его пнул по ножке - что-то не заладилось, вот он и обиделся. Я приехал, поговорил с ним. Ничего не трогал, клянусь! И заиграл».

ВМЕСТЕ. 52 года назад Пронцкетис приехал в Ленинград за молодой женой, с которой познакомился в Прибалтике. В его руки сразу попали все три органа города: Филармонии, Консерватории и Капеллы. Инструменты были в таком состоянии, что мастер чуть не заплакал.

«Если бы я не работал, я бы давно умер», - уверен Юстин Станиславович. Скоро ему будет 84. Он в Капелле каждую репетицию и каждый концерт. И так же, как полвека назад, взбирается по крутой лестнице – на высоту 4 этажа. На первом – меха, на остальных – 3700 труб: каждая отвечает за определенную ноту. Самая большая труба – пять с половиной метров, самая маленькая – 13 миллиметров. Дунешь – пищит как крошечная птичка.

Пронцкетис немного оглох на правое ухо – это профессиональное. Новичка орган может оглушить – такой мощный звук внутри.

ЗАКУЛИСЬЕ. Семь минут, чтобы все исправить. Слава богу, под рукой оказался пластилин! Им и залепил «пятку», которая поднимает ноту. Концерт отыграли. Ни музыкант, ни публика ничего не заметили. А мастер потом три дня чинил экстренную неполадку. Как еще объяснить, почему эта работа – нервная.

Он знает толк в перьях, между прочим, самые прочные - вороньи. Пером мастер перекрывает в остальных трубах воздух, пока настраивает одну.
Попасть внутрь органа во время концерта удается не всем. Сюда нельзя пускать больше двух человек, включать яркий свет, говорить вслух. Нужно снять лишнюю одежду - малейшее прикосновение к трубам может их расстроить. Особые хлопоты от съемочных групп. Как-то Юстин Станиславович месяц чинил орган после телесъемки.

Недолюбливает он и пианистов: «Привыкли стучать по клавишам! Орган - хоть тресни – не будет звучать громче. А вот клавиши можно сломать!» Были такие случаи.
Кстати, самое лучшее звучание в зале в центре на 7-8 рядах и на 1-2 рядах балкона. «Будь я хозяином, на эти места сделал бы самые дорогие билеты!», - говорит реставратор.


Кавалер Ордена Британской Империи

«Ко мне пришел Джон Эдгар (на тот момент генконсул Великобритании - прим. ред.), закрыл двери. У нас это не приятно – все разговоры обычно ведутся при открытых дверях. Консул, как истинный британец, был сдержан, эмоций не выражал. Ну, думаю, сейчас увольнять будет…».

Начальник отдела политики, протокола и связей с общественностью Генерального Консульства Великобритании Анна Мыслова стала кавалером ордена Британской империи, который ей вручили за работу в консульстве. Ни у кого из русских работников консульства и посольства такой награды нет. Всего шесть россиян могут ей похвастать. Среди них Сева Новгородцев и Василий Ливанов.

У Ордена несколько степеней, высшая дает рыцарское звание. Британцам награду вручает член королевской семьи. Анна до сих пор не знает, кто инициировал ее представление на Орден. Об этом не принято говорить. Процедура стандартна: МИД Британии принимает заявки от глав диппредставительств. Орденоносцев ставят в известность когда все решено.
На торжественном награждении в консульстве Анна не помнит, ни что говорил посол Тони Брентон, ни что отвечала сама.

РАБОТА. Учитель английского, окончившая институт им. Герцена, она и представить не могла, что такое случится в ее жизни. Устраиваться секретарем в генконсульство Анна пришла в 1993-м году. Тогда она сидела в декрете с трехмесячной Соней, муж дописывал диплом. Консульство располагалось в гостинице «Европа», в 252 номере. Прошла тест на печатной машинке. На вопрос, а кто будет сидеть с ребенком, если заболеет, ответила: муж. Поскольку это были британцы, они не удивились…

В 94-м она уже помогала организовывать визиты делегаций. Через четыре месяца после визита принца Чарльза, открывавшего Генконсульство, прибыла с государственным визитом и сама королева Елизавета II. С таким визитом королева приезжает лишь однажды.
Много лет Анна занималась консульской службой - помогала британцам: кто в больницу угодит, у кого-то бумажник вытащат, кто-то ребенка русского усыновляет.

« Сопереживаешь, даже злиться начинаешь, когда в очередной раз приходит человек с одной и той же историей: уходил из бара, положил кошелек в задний карман, а его и вытащили вместе с паспортом, - говорит она. - Думаешь: сколько же можно так!».

Как-то под Рождество прорвало трубы. Все сотрудники в нарядах ринулись спасать помещение, документы, паспорта с визами, которые уже плавали в парящейся воде.
Вспоминает Большую Восьмерку в Петербурге: «Поразило, какие неформальные отношения у премьер-министра Тони Блэра и его окружения. Спустился со второго этажа: «А вы тут пиво пьете? Я тоже хочу». Взял из холодильника и с нами стал пиво пить».

На той восьмерке она развозила британских делегатов и еду на электромобиле.

ОРДЕН. Привилегий от ордена у Анны нет. Не принято даже демонстрировать его наличие. Королевские орденоносцы могут венчаться и крестить детей в соборе святого Павла – но Анне это не актуально.
В свет орден выходит не часто – по церемониальным случаям, например, на прием в честь Дня рождения Королевы или на приезд делегации ветеранов. «Это как парадная форма для военных», - говорит Анна.
18 лет на одном месте. Из старожилов остался только водитель – он пришел в консульство через три недели после Анны.

Ей близок английский стиль отношений, образа мыслей. Русские делают ей комплимент: «Вы очень хорошо говорите по-русски, почти без акцента». А англичане спрашивают: «У вас фамилия русская, наверное, по мужу?»


За доблесть в службе

21-летний курсант университета МВД Алексей Бойко сознательно пошел в милиционеры – решение принял еще в 9 классе. Хотя рос обычным подростком, и даже привод в милицию был – за нарушение общественного спокойствия – их веселая компания помешала старушке с первого этажа. После вуза он хочет вернуться в родной Мурманск, чего уж почти никто не понимает. Мечтает работать в уголовном розыске: задержания, погони. На третьем курсе уже сидел в засаде – выслеживали наркоторговца.

Алексей - единственный курсант в истории университета, кто получил награду «За доблесть в службе». Медаль не дают за строевой шаг или примерную учебу. Награда хоть и дается на гражданке, сравнима с боевым орденом мужества, говорят педагоги, - чтобы ее получить, нужно совершить подвиг.

25 января Алексей спасал из-под завалов людей в гипермаркете «О`Кей» в Озерках. В этот магазин он забегал постоянно – рядом общежитие университета. Теперь ходить за продуктами приходится далеко, гипермаркет не открылся после трагических событий.

Крыша под тяжестью снега обрушилась на площади 500 кв. м., накрыло три отдела, Алексей услышал грохот, женщины запричитали. Признается: мелькнула мысль – выскочить. «Но как пройти мимо, если нужна помощь?», - искренне удивляется он.

Вместе с охранниками магазина вытащили человек 15-20 – до приезда спасателей. «Странно, но некоторые люди больше думали не о себе, а о своих сумках, даже не хотели сразу уходить, хотя было опасно!», - вспоминает тот день Алексей. «Сильно не думал» - действовал по интуиции.

Мама увидела сюжет о сыне-герое по телевидению, сам он ей звонить сразу не стал – боялся, разволнуется. Алексей говорит, что если будет надо, то поедет и на войну, хоть и страшно. Рассказывает историю про участкового, который боролся с местными наркоманами, те подожгли его машину, а жители скинулись и подарили участковому новую «Оку».

Таких милиционеров Алексей считает примером для подражания. Сам Бойко мечтает создать идеальный отдел – на уровне района. Хочет поменять имидж милиционера: «Не все взяточники, есть хорошие ребята».

Мнение эксперта: «С наградами полный кавардак»

Олег Сыромятников, главный редактор журнала «Петербургский коллекционер»:

"Сегодня в стране есть награды общественные и государственные. Я часто хожу на парады и встречи ветеранов и вижу, что на мундирах с боевыми наградами соседствуют современные, выданные общественными организациями. Ветеранам приятно, они не понимают разницы, а вот мне обидно когда рядом с боевыми наградами висят бирюльки, которые продаются на любом углу.

В СССР была четко выстроенная наградная система, награды пропагандировали, выпускали книжки, изучали в школах. Носить награды было почетно. Сегодня сфера стала коммерческой, общественные награды может учредить и купить кто угодно. Например, только что прошла скорбная дата 25-лет Чернобыльской катастрофы, многие коммерческие фирмы-изготовители знаков выпустили свои медали к этой дате. Только приходите и покупайте за 350 рублей и удостоверение к медали вам даже выпишут.

А еще можно купить две медали и одной наградить, друга, коллегу, босса... Выпускают даже шуточные медали «Лучшему мужу» или «За самый удачный выстрел на охоте». С общественными наградами сейчас в стране творится полный кавардак.

Мало кто знает, что общественные награды обязательно должны проходить экспертизу и постановку на учет в Геральдическом советом при президенте Российской Федерации.
Например, когда мы учредили награду "За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России", нам указали, что нельзя делать общественную медаль на пятиугольной колодке. Мы заменили колодку на оригинальную и зарегистрировали ее в геральдическом совете при президенте РФ.

Теперь она вручается коллекционерам, которые занимаются не просто куплей-продажей, а исследованиями, выпускают каталоги, книги, работают с подрастающим поколением, проводят выставки и т.п. Эту медаль купить нельзя. Каждый год на нее номинируют кандидатов клубы и организации коллекционеров России. С 25 декабря 2006 года мы наградили 400 человек.

Чтобы общественная награда получила вес, ее стараются вручить известной личности. К примеру, представляют к награде Путина, Медведева, Калашникова и других известных людей России. И хвастают везде об этом, оговариваясь, правда: «Ну, он просто пока не забрал».

Государственные награды – другое дело, здесь есть регламент, статус. Из современных ценится Орден Мужества, медаль «За спасение погибавших» – она была еще в Императорской России и ее вернули сейчас. В советское время было нечто похожее «За спасение утопающих», "За отвагу на пожаре".

Вернулся Георгиевский крест, он выдается только за защиту от внешнего врага. Им награждали после событий в Южной Осетии. Не так давно ввели орден родительской славы - за воспитание семи и больше детей, он двойной вручается и отцу и матери.

Многие современные новые награды очень сильно проигрывают по дизайну, по изготовлению советским наградам. Ведь все советские награды утверждал лично Сталин и там халтуры не могло быть.

К сожалению, в наградной системе новой России вообще утрачены медали за труд. Трудовые подвиги сейчас не в почете. В СССР их было несколько: Герой соцтруда, "За трудовую доблесть, "За трудовое отличие", "Ветеран труда", а сейчас - ни одной.

Зато теперь россиян стали чаще награждать зарубежными наградами. Например, Михаил Прохоров стал кавалером французского ордена Почетного легиона – за вклад в сотрудничество между странами".
 

share
print