Истории

Чего добиваются «трезвые русские»

В выходные по центру города организованно бегает около 200 человек. Так движение «Русская пробежка - Петербург» агитирует людей вести здоровый образ жизни.

  •  IMG_9294.JPG_KORSAKOVA_JULIA_580.jpg
  •  IMG_9277.JPG_KORSAKOVA_JULIA_580.jpg
  •  IMG_9392.JPG_KORSAKOVA_JULIA_580.jpg
  •  IMG_9420.JPG_KORSAKOVA_JULIA_580.jpg
  •  IMG_9352.JPG_KORSAKOVA_JULIA_580.jpg
  •  IMG_9313.JPG_KORSAKOVA_JULIA_580.jpg

Трезвые русские обычно собираются возле метро, а затем бегут от 4 до 9 километров по запланированному маршруту.

Во главе колонны развиваются два флага: черно-желто-белый имперский и российский триколор. Бегут размеренно, соблюдая правила дорожного движения, останавливаясь на светофорах и делая привалы для зарядки. Во время пробежки скандируют «Русский – значит трезвый», «Алкоголь - это яд!», «Один за всех и все за одного!» и «Кто не курит и не пьет - ровно дышит, сильно бьет!».

Бегуны говорят, что «Пробежка» - движение мирное. Что касается «крепко бьет», то «Каким бы ты ни был здоровенным с виду бугаем, если ты куришь и употребляешь алкоголь, то в спортивном поединке ты находишься в заведомо проигрышной позиции», - объясняет Александр Синяков, 43-летний идеолог движения.

«Мужчина должен уметь постоять за себя, за свою семью и за Родину., - добавляет Максим Калиниченко, будущий инженер радиотехники, организатор пробежек. – А культ безобидного женоподобного существа нам не нужен».

Несколько раз за пробежку бегуны останавливаются, чтобы сделать совместное фото: общий сбор под флагами с поднятыми вверх сжатыми кулаками.

«А что? Поднятая вверх рука – хороший жест, вот если б кулак был разжат, тогда другое дело, а так – хороший», - заверяет Синяков.

За ЗОЖ

Первая пробежка в городе прошла утром 1 января 2011 года, когда большинство людей сладко спали после встречи Нового года. Инициативная группа из 25 человек решила показать, что праздник – вовсе не повод для алкогольных возлияний.

«У нас движение общественное, народное, оно снизу пошло и ни к какой организации или партии не относится, - рассказывает Александр Синяков. - И чтобы с нами бегать ничего не надо: никаких взносов, только желание меняться».
Александр курил в течение 25 лет. Но год назад бросил. Как только побежал, говорит, выпивать тоже расхотелось: «В голове что-то повернулось, ведь когда кричишь эти лозунги, сам себя программируешь».

Бегают в рамках «Пробежки» люди разных возрастов, даже дети. Но агитация, по их словам, главным образом нацелена на ребят 15-16 лет, тех, кто на перепутье.

Не «исты»?

Обращаются члены движения, прежде всего, к русским. Как к большей части населения и государствообразующей нации. Часть из бегунов считает себя националистами, а часть просто патриотами.

«Кто такой россиянин? - Это аморфное существо. Государственная идея уже никого не вдохновляет, - объясняет Синяков, - А вот идея национальная, русская находит отклик. Русский менталитет отличает то, что он не индивидуалистичен. Если русскому человеку сказать: «Брось курить - заболеешь раком» - это на него не действует. А если сказать: «Алкоголик - предатель Родины! Чтобы спасти свой народ от гибели, ты должен бросить пить и курить, встать и побежать рядом со мной!», то он не только сделает это сам, но и будет агитировать соседей и сослуживцев. А «национализм» – это понятие широкое. Я, например, никакой не «ист» вообще, я сам по себе».

«Если национализм – это любовь к родине и к своему народу, то наше движение можно назвать националистическим, - рассуждает Максим Калиниченко, - Что касается ненависти к другим народам, это не к нам».

Как определить, кто русский? Сами бегуны не раз обсуждали это в Интернете. В итоге пришли к тому, что никак: русский тот, кто искренне себя таковым считает.

«Люди сами себя определяют, - говорит Калиниченко. - Считаешь себя русским - беги! А длину носа и форму черепной коробки перед пробежкой никто не замеряет».

Борьба за свободу бега в Москве

Свободно бегать трезвым русским позволяют не во всех городах. Так, участников движения «Русская пробежка» столичная полиция задерживала уже несколько раз.

В основном задержанным инкриминировались мат в общественном месте, участие в несанкционированном митинге и хулиганство.

Устав от задержаний, организаторы «Русских пробежек» обратились в Думу. 14 марта на круглом столе в Госдуме, посвященном молодежной политике, они выразили публичный протест по поводу репрессий со стороны правоохранительных органов.

Комментарии

Алексей Гусев, заместитель завкафедрой истории общественных движений и политических партий России исторического факультета МГУ:

«На мой взгляд, «русские пробежки» имеют отношение в первую очередь не к физкультуре, а к политике. Физкультурой не занимаются по национальному признаку и под имперскими флагами. Речь в данном случае идет не столько о борьбе за «здоровый образ жизни», сколько о способе вовлечения молодых людей в орбиту русских этнонационалистических движений. Недаром «пробежки» вовсю пропагандируются различными радикально-националистическими организациями, а их активисты являются активными «бегунами».

Использование темы спорта и ЗОЖ радикальными националистами - далеко не новое явление. Этим занимались фашистские движения в Европе в 20-30-е гг. ХХ в., а еще раньше - русские черносотенцы, которые, например, вели обработку потенциальных сторонников через создаваемые «общества трезвости»».

Петр Чуйко, замначальника Управления обеспечения общественного порядка ГУВД по Петербургу и ЛО:

К спортивной направленности «русских пробежек» ГУВД относится спокойно, с пониманием. Акция зародилась в Москве после убийства футбольного болельщика Егора Свиридова, когда со стороны некоторых представителей Азии и Кавказа были высказаны мнения, что русские могут только пить. Часть патриотически настроенных людей в пику тем высказываниям и создали группу для пробежек. Сопровождение их со стороны ГУВД устраивается, потому что порой они могут нарушать правила дорожного движения, выбегать на проезжую часть.

Кроме того, они часто используют такую символику, как имперские флаги, вместе с выкриками это может расцениваться как нарушение закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Надо смотреть, вдруг кто-то захочет против них применить какие-то противоправные действия. Мы просто наблюдаем и все, проблем нет.

Юлия Зубок, завотделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН:

«Если это движение способствует тому, к чему собственно призывает, а именно - люди задумаются не просто о здоровье, но осознают себя носителями общей культуры, ответственными за нее, способными испытывать и стыд, и гордость за то общее, частью которого они являются, то социальная значимость такой акции не подлежит сомнению».

share
print