Истории

В Музее блокады самые несчастные глаза - у немцев

Музейные работники, рассказывающие посетителям о блокаде, поделились с корреспондентом «Моего района» впечатлениями о том, как воспринимают их рассказы дети и взрослые, русские и немцы, какие вопросы они задают.

  •  2y001_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2y002_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2y003_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2y006_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2y008_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2y009_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7


Телефон в Музее блокады и обороны Ленинграда звонит не переставая. «Записываем только на март!» - в который раз повторяет Елена Жушман, экскурсовод.

«Все 500 школ хотят прийти именно 27 января. Будто других дат в истории блокады нет!» - возмущается она. Чтобы попасть в музей в январе, записываться надо с 1 декабря.

Экскурсоводы знают - поток посетителей после праздника быстро иссякнет.

ДЕТИ

В последние годы в музей блокады стали массово водить малышню из детсадов. На попытки их дисциплинировать уходит 80 процентов времени.

«Все это напоминает стрельбу из пушки по воробьям», - говорит Елена.

Школьники постарше из года в год задают одни и те же вопросы: «А это настоящее?» и «Был ли каннибализм?» После выхода сериала «Штрафбат» спрашивают про штрафные батальоны и заградотряды. «Нам приходится говорить, что сражались еще и обычные войска», - говорит Елена.

Самое приятное для экскурсоводов, когда приходят папы с сыновьями и бабушки с внуками.

ВЗРОСЛЫЕ

Раньше в музей ходили группы с предприятий, сейчас нет. Взрослые без детей – редкость. Такие задают вопросы: «А правда ли, что Сталину была выгодна блокада?», «Действительно ли вредители специально все продовольствие свезли на бадаевские склады?» И снова вопросы про каннибализм.

БЛОКАДНИКИ

Блокадники приходят часто - и тут уже они «учат» экскурсоводов. Хотя многие из них даже не помнят, к примеру, что паек не всегда был 125 граммов, его прибавляли.

Видя список школ, работавших в первую блокадную зиму, не находят своей и спорят.

Одна экскурсантка, увидев фотографию медсестры с ребенком на руках, вспомнила, как подростком помогала в больнице: «Привезли маленькую девочку, она вдруг говорит: «Тетя, а можно я от тебя буду откусывать по маленькому кусочку?»

Другая женщина вспомнила, как в отчаянии бросилась под машину. Но водитель успел затормозить, ее забросили в кузов, забитый собачьими хвостами. Набрав хвостов, она поспешила к голодному ребенку.

ЧИНОВНИКИ

Из высоких чинов за последние годы в музей пришел только генерал МЧС с семьей, и начальник Ленинградского военного округа Валентин Бобрышев со всем штабом офицеров. Недавно забегал еще чиновник из администрации по вопросам капремонта. Пришел на 10 минут – задержался у витрин на два часа.

Зато приходят консулы других стран – США, Германии, Индии, Голландии.

ИНОСТРАНЦЫ

Александр Иванов, начальник научно-просветительского отдела, вспоминает, как проводил экскурсию для студентов из Австрии. В конце австрийский гид вдруг сам стал что-то говорить группе. «Мне перевели: оказалось, речь была о том, как русские резали, насиловали и грабили мирное население, когда вошли в Австрию!» - Александру потом пришлось все опровергать.

Сложно вести группы из Германии, говорят в музее - они почти ничего не знают о Второй Мировой. Скажем, упоминают известного немецкого фельдмаршала Эрих фон Манштейна, а группа даже не слышала о нем.

«Если у нас были фильмы, книги о войне, то у них все замалчивалось. При этом у них жуткий комплекс вины, несчастные глаза, - говорит Елена Жушман. - Приходится даже сглаживать какие-то моменты. Слово «немцы» заменили на «противник»».

Чтобы приободрить немецкие группы, им рассказывают, как в 1943 году в Ленинграде дети подкармливали тощих, полузамерзших пленных. А в ответ немецкие солдаты делали из прутьев колечки для девочек, а мальчикам дарили деревянные игрушки. Это факт немецких туристов немного успокаивает.

Комплексом вины страдают и финны, и норвежцы, и шведы. «Швед как-то был на экскурсии – смущенно так, со стыдом говорит мне тихонечко: «Да, а ведь наша Швеция поставляла им руду…» - вспоминает методист Дмитрий Медвинский.

Если на фразе «миллион жертв», западные туристы вздрагивают, китайцы остаются невозмутимы. Миллион для них – не такая уж великая цифра.

Работников музея особенно тронула 12-летняя американка. Девочка долго рассматривала экспонаты, фотографировала. А потом – уже в США – для однокласссников сделала презентацию по блокаде. Отчет прислала в музей.

   

Музей обороны Ленинграда был открыт в 1944-м году, но уже в 1949 году был закрыт для посещения в связи с «ленинградским делом». Оказалось, что многие военные чины, о которых рассказывал музей, стали «врагами народа». Музей был объявлен «вредным», огромное количество экспонатов было переплавлено и сожжено.

Никакого особого отношения к блокаде Ленинграда после войны не было. Считалось, что всем было трудно и тяжело.

Музей вновь открылся в Соляном переулке, 9 в 1989 году.

   

Ольга Федорченко,
экскурсовод Музея истории Санкт-Петербурга (Английская набережная, 44):

«У нас 12 залов посвящено блокаде и обороне города, 1500 подлинных экспонатов. В 90-х был резкий спад интереса к этой теме, но с начала 2000-х интерес снова растет. Появился интерес к темам, которые раньше не обсуждались – людоедство, преступления в годы блокады, здоровье потомков блокадников, помощь союзников…

Люди читают книги, основанные на архивах НКВД, и вопросов появляется немало. Много приходит иностранцев, в основном англичан и американцев. Реже приезжают немецкие группы, с ними сложно. Например, как-то после слов о жертвах блокады, они в ответ стали говорить о том, как сравняли с землей кладбища погибших немцев в Ленобласти. Экскурсовод даже расплакалась.

Интерес к теме блокады у школьников наблюдается до 5 - 6 класса. Это самые благодарные слушатели, часто они много знают, рассказывают о своих прабабушках и прадедушках, сопереживают. А после 7 - 8 класса их уже волнуют другие темы».
share
print