Истории

Копить штрафы станет чревато

Автолюбители не боятся нарушать правила, потому что уверены, что платить их никто не заставит

Каждый день на дорогах страны гибнет около 100 человек. Цифры не бывают грустными, но от этой хочется плакать. Чиновники задумались и начали изобретать способы, как снизить аварийность. В Совете Федерации основательно обсудили смену старых автомобильных номеров на новые и увеличение стоимости обучения в автошколах как действенный способ воздействия на водителей. Губернатор Петербурга отругала гибэбэдэшшников и пригрозила закрыть «плохие» автошколы. Обратила внимание на статистику и нижняя палата парламента. Депутаты из «Единой России» предлагают свою меру – увеличить сумму штрафов в несколько раз. Например, за превышение скорости на 10-20 километров в час взыскивать не 50, а 300 рублей.

Предложение разумное и, по мнению многих, давно назревшее. Штрафы слишком маленькие, чтобы их замечать. Для многих гораздо проще дать столько же гаишнику, чем проходить всю процедуру оплаты. Но даже несмотря на мизерные цифры, водители, которые нарушают, не платят. Некоторые просто копят штрафные квитанции, не собираясь их оплачивать, потому что знают, что наказания не последует.

В ГИБДД о новой инициативе депутатов уже знают, и в целом с повышением согласны, правда, с некоторыми поправками. «По некоторым статьям повышать нужно обязательно, по другим можно и так оставить, но главное - отработать механизм взыскания, - говорит Евгений Ходак, старший инспектор по исполнению административного законодательства Колпинского ГИБДД. – Раньше права изымали, потому все исправно платили, а сейчас часто случается, что водитель может и забыть, и специально не оплатить».

Александр, не пожелавший публиковать свою фамилию, за рулем уже больше десяти лет. С работниками ГИБДД на дороге встречаться приходилось. Александр принципиально не откупается взяткой, он коллекционирует штрафы. В его бардачке уже скопилось несколько десятков неоплаченных квитанций: «А зачем платить? Все равно взять с меня эти деньги нереально. За 10 лет приставы ко мне не приходили ни разу», – объясняет неплательщик, хитро улыбаясь. Впрочем, фамилию свою называть не спешит.

Александр – далеко не единственный злостный неплательщик в городе. По данным Федеральной службы судебных приставов по Петербургу, добросовестно оплачивают штрафы не более 20 процентов нарушителей

Добросовестно – значит, что они не только оплатили квитанцию, но и предоставили ее копию в ГИБДД. Документы по остальным 80 процентам нарушителей попадают к приставам. «Из-за огромного объема судебные приставы объективно не успевают отрабатывать каждый такой штраф, – говорит Константин Раев, заместитель руководителя главного судебного пристава. – Если он отказывается платить, надо арестовывать имущество, а что арестуешь на 50-100 рублей?» Константин Раев поддерживает инициативу депутатов. Но одним повышением, по его словам, проблему аварийности не решить: «За неоплаченные штрафы можно запретить выезд за границу, или задержать на 15 суток с принудительными работами».

О том, что проблему решит чувство неизбежности наказания у водителей, говорит и директор школы водительского мастерства Владимир Моисеев. Он приводит в пример систему советских лет, когда за «три прокола» водителей лишали прав: «Люди ездили аккуратнее и меньше нарушали». У Владимира Моисеева есть и свои предложения, как усилить чувство ответственности водителя. По его мнению, сумма штрафа должна зависеть от достатка автомобилиста. «В Финляндии была громкая история – крупного предпринимателя из всемирно известной компании за незначительное нарушение оштрафовали на 30 тысяч. И правильно», – говорит Владимир Моисеев. В России, правда, признается он, народ умеет скрывать доходы, а потому сумму штрафа можно поставить в зависимость от стоимости машины.

Есть категория водителей, для которой заплатить штраф в 50 или 300 рублей не большой ущерб для бюджета, но волокита, связанная с выписыванием и оплатой штрафа в сберкассе, большое препятствие. Таким проще заплатить на месте сотруднику ГИБДД, чем стоять в очереди в сберкассу. Автолюбитель из Москвы Виктор Дурасов из числа таких водителей: «Скорость превысил – 400 рублей отдал, так тебе еще скажут, где следующий пост, чтобы второй раз платить не пришлось. Даже если штрафы увеличат, очередь в сберкассу меньше не станет. Ладно, если серьезный штраф, а из-за 50 рублей время терять не хочется».

Тем, кто все-таки хочет жить по закону и не терять время на стояние в очередях, навстречу идут частные компании. Специально для законопослушных, но ленивых одна крупная петербургская топливная компания установила на своих заправочных станциях терминалы по приему платежей. Только ни Виктор из Москвы, ни Александр из Петербурга платить по ним не собираются. Они привыкли к сложившейся системе: зачем платить, если не заставляют. А с собственной совестью можно договориться.

Список невыездных
На днях главное управление Федеральной службы судебных приставов по Петербургу выполнило свое обещание и составило список неплательщиков, который направлен в пограничную службу. В список вошли и те, кто не оплатил штрафы, связанные с нарушением ПДД. Приставы подгадали со временем, так как многие петербуржцы собрались лететь на Новый год за границу. Если задолженность есть, люди рискуют остаться справлять праздник дома.
Списки составлены на уровне районных отделов и обновляются ежедневно. Размер задолженности значений не имеет, даже небольшой штраф в 50-100 рублей может стать препятствием для пересечения границы до погашения задолженности. В среднем процедура погашения может занять около месяца. Раньше список должников был опубликован на сайте управления. Но так как он постоянно пополняется, а обновлять интернет-страницу так часто не получается, узнать о том, есть ли за вами долги, теперь можно в районных отделах службы судебных приставов. Сейчас в списке около 10 тысяч петербуржцев.

 


share
print