Истории

Паводок в Петербурге: смоет и отравит

Петербург готовится к весеннему паводку. Больше остальных его боятся автомобилисты, жители Южного побережья Финского залива, мостостроители и врачи. Прошлый сезон показал, что бороться с последствиями таяния снегов в городе так и не научились.

 

Утешает, что в этом году высота снежного покрова не столь высока, как в прошлом, а значит, и крупных подтоплений не будет. Правда, ученые-метеорологи заявляют, что количество снега на мощность паводка напрямую не влияет. А влияет – дружная весна.

- Если в городе происходит быстрое потепление, сразу во всех районах, плюс дождь, то лед начинает таять повсюду, - заявил доктор географических наук профессор Гидрометеорологического университета Валерий Малинин. – Тогда и город, и область может слегка подтопить. Но такого ужаса, как в прошлом году, уже не будет.

Напомним, в прошлом году на Петербург обрушилось едва ли не рекордное количество снега. Высота снежного покрова составляла 3,35 метра. В этом году – всего 76 сантиметров. Всего из города вывезли 16 миллионов кубометров снега, а в этом сезоне – 790 тысяч кубометров.

  • главная.jpg

    фото: trend

  • 90057_0_640x426.jpg

    фото: trend

  • 90058_0_640x426.jpg

    фото: trend

  • 90929_0_640x422.jpg

    фото: trend

  • 90934_0_640x463.jpg

    фото: trend

  • 90936_0_640x427.jpg

    фото: trend

  • 90937_0_640x427.jpg

    фото: trend

  • 91446_0_425x640.jpg

    фото: trend

  • 91450_0_640x425.jpg

    фото: trend

  • 91452_0_640x425.jpg

    фото: trend

  • 91456_0_640x425.jpg

    фото: trend

Но это не значит, что проблем с тающим снегом совсем не будет. Впрочем, сейчас горожанин может наблюдать это своими глазами.

- Больше всего в прошлом году страдали пригороды: Петергоф, Ломоносов и Стрельна, а также некоторые дороги, в том числе автострады в местах, где они проходят не по автострадам, - напомнил Валерий Малинин. – В общем, там, где много маленьких рек и низкие берега. В области – Тихвин, Тосно. В этом году покров достаточно размазанный. Значит, и паводок будет размазанный по времени, а не такой, чтобы раз – и все залило. На малых реках он, например, уже был, а сейчас почти везде количество снега не превышает норму. Чтобы подъем воды был такой, как в прошлом году, должно случиться что-то экстремальное, скажем, теплый затяжной циклон. В любом случае, если паводок и будет, то начнется он не раньше середины апреля.

Больше всего в результате паводка страдают жители домов, расположенных у воды, если это их единственное жилье. Из года в год они получают один и тот же набор неприятностей: подтопленные дома, в которых запах сырости не выветривается до конца лета, и перебои с электроснабжением. На втором месте крестьяне, так как из-за застоявшейся на полях воды гибнут посевы. В маленьких городах паводок периодически сносит непрочные мосты. Впрочем, в Петербурге подобных случаев еще не было. В четвертых, страдают автомобилисты: так, в прошлом году из-за паводков даже закрывали часть Кольцевой автодороги, в пятых – все остальные петербуржцы, которые вынуждены ходить по лужам.

Стоит отметить, что русло Невы из года в год искусственно сужается, скажем, при расширении Приморского проспекта, при строительстве тоннеля под Литейным мостом. Может ли вода взбунтоваться и выплеснуться на набережную? Ученые говорят, что нет. Расход Невы постоянен по времени и регулируется стоком Ладожского озера. Сужение русла и строительство набережных тут ни при чем. И наводнения случаются благодаря нагонной волне из Финского залива, а вовсе не из-за паводковых вод.

В прошлом году в возникновении паводков и недостаточно быстрой их ликвидации обвиняли Комитет по благоустройству. Причин для упреков было две: во-первых, зимой снег из города вывозили в пригородные районы, на которые все в итоге и потекло, когда началось таяние. Во-вторых – и эта беда была основной для всего города – воде с улиц было некуда уходить. Ливневая канализация была засорена, ямы на улицах заполнились водой… Пресс-секретарь Комитета по благоустройству Елена Комарова заявила «МР», что проблема с канализацией есть, но она оперативно решается: чистится, прогревается (чтобы уничтожить наледь) и т.п. И вообще дело, мол, не в ней. Вон в Зеленогорске ливневой канализации нет вообще, а улицы там не текут.

Добавим, что  Смольный периодически обращается к поставщикам уборочной техники с просьбой найти для них машину с вакуумным отсосом, который мог бы удалять с улиц излишки влаги. Но им пока ничего не предложили, хотя у такого комбайна есть все шансы выиграть тендер.

Самая большая опасность, которые несут в себе паводки – это эпидемия, но уже не простудных заболеваний, а кое-чего посерьезнее, например, сибирской язвы, если будут подтоплены заразные скотомогильники. Этим фактором озаботился на днях главный санитарный врач Геннадий Онищенко. В Ленинградской области официальных скотомогильников нет, хотя нелегальные экологи периодически находят. К счастью, сибирскую язву там пока не обнаруживали.

Но это не значит, что другие свалки – безопасны. По слова Валерия Малинина, большой ущерб экологической ситуации в Петербурге может быть нанесен при подтоплении любой свалки, если туда ранее вывозились отходы производства минеральных удобрений, или просроченные лекарства, или сырье для производства этих самых лекарств. Но есть местечко и пострашнее – полигон «Красный Бор».

– Он расположен в окружении маленьких озер и речушек,–- говорит профессор Малинин. – И, конечно, его защищают дамбы. Но кто когда проверял их надежность? Насколько я знаю, ученых очень беспокоит состояние защиты этой токсичной свалки, потому что если прорвет всего одну дамбу и часть отходов попадет при паводке в воду, последствия будут катастрофичными для всего региона.

share
print