Истории

5 причин, по которым Петербург не станет культурной столицей

Петербуржцы не курят в лифтах, никогда не матерятся, каждый день ходят в Эрмитаж, поголовно сочиняют музыку и знают Махабхарату наизусть. Таков стереотип. Человечество любит стереотипы и идиомы: Киев — мать городов русских, Москва — златые купола, Петербург — культурная столица.

"Петербург не является культурной столицей и вряд ли был ей, говорит кинорежиссер Александр Сокуров. И никогда уже не будет, судя по тому, как развивается наша страна, ведь все средства стягиваются в Москву. Петербург город экономически очень неразвитый, город, у которого нет свободых средств. Не то что на театр или кино, даже на телевидение. 5 миллионов населения и полторы станции — для сравнения, в крохотном Хельсинки десятки каналов. Определенно, термин "культурная столица" придумали для собственного успокоения".

Петербург, конечно, не Бангкок и не Бомбей, но в то же время далеко не Брюссель. Всяческой "культуры" в городе много, но почти вся она родом из великого прошлого, а не из славного настоящего.

"Все вопросы к Борису Ельцину, это ведь он присвоил Петербургу звание "культурной столицы", смеется Александр Марголис, председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Есть, конечно, некоторые основания, чтобы выделять Петербург. Хотя бы потому, что здесь находятся крупнейшие музеи. Музейной столицей Петербург безусловно является, что касается других аспектов культурной жизни — сомнительно. Очевидно, что театральная Москва гораздо интересней, кстати, так было всегда. Если говорить о новейших течениях, об авангарде — да, у нас славное прошлое, в начале XX века мы были лидерами, но сейчас так сказать нельзя. Пытаться стать культурной столицей Петербург должен, но гораздо плодотворней европейская практика: каждый год объявлять культурной столицей новый город или несколько городов".

Впрочем, достаточно отъехать от Петербурга или Москвы километров на двести, чтобы понять: не прокатит такая практика в России. На фоне своих меньших провинциальных братьев Петербург Рим и Афины времен расцвета.

"Потому что в России где столица, там и культура, — категорично заявляет литературный критик и переводчик Виктор Топоров. — Перенесли столицу в Москву — и вот она, культура. Петербург с этим ничего не поделает. Таланты из провинции всегда едут с столицу. Можно ли повысить культурный потенциал нестоличного города? Это уже сопли и отдельный разговор".

Однако не все так печально.  "Материальная база" у Петербурга хорошая здесь действительно много культурных учреждений, часть город унаследовал от советского, а часть еще имперского периода. Хотя... концертные залы распродаются под офисы, в кинотеатрах торгуют шубами, театры-тудии закрываются, а в музеи просто никто не ходит.

"Пока что у нас обеспечены только самые топовые, брендовые институты — типа Эрмитажа, Русского музея, говорит арт-критик Глеб Ершов. Остальное — соответствует статусу среднего провинциального города Европы. Нужны новые формы культурной работы. Чтобы прославить Петербург не как город-музей, город-памятник, а как город, где происходят актуальные художественные события. Нужно обрести долгоиграющие, хорошие международные проекты. Например, интернациональный фестиваль современного искусства, что-то вроде воркшопа, когда художники создают произведения в жанре паблик-арта прямо на улицах города. Пока же на одну культурную территорию приходится десять некультурных — Купчино, Ржевка, проспект Ветеранов, непаханая целина. Нужно сделать так, чтобы город жил полноценной жизнью целиком, чтобы культура не просто оставалась туристическим брендом и визитной карточкой, а для самих жителей являлась бы ценностью".

Резюмируя:  лишь пять вещей мешают Петербургу стать если не культурной столицей, то хотя бы культурным мегаполисом.

1. Деньги. Бюджет Петербурга в 2011 году — 370 миллиардов рублей. Из них на культуру выделили 7,5 миллиарда, то есть едва ли 2 процента. 

2. Старость. Петербург — пожилой город, нами правят чиновники-старики, да и в искусстве заправляют люди далеко за сорок. Может быть, зрелый человек и лучше разбирается в искусстве, вот только молодой смелее и инициативнее. Пока талантливая молодежь стремится сбежать в Москву, ничего хорошего в городе не случится.

3. Телевидение. Массовая культура тоже культура, к тому же без СМИ никто не узнает о культуре "немассовой". В Петербурге лишь один местный канал, причем с не самым высоким рейтингом  100ТВ, остальные федеральные либо кабельные.

4. Театр и кино.  Андрей Могучий, Лев Додин, Лев Эренбург, Руслан Кудашов,  Валерий Фокин вот и все петербургские режиссеры со всероссийским именем, причем половина из них прославилась еще в прошлом веке.  Этого мало. С кино тоже беда: нет нормальной плодовитой киностудии — "Ленфильм" производит несколько фильмов в  год,   "Леннаучфильм" в плачевнейшем состоянии. Один серьезный кинофествиаль "Послание к человеку" да и тот документальный.

5. Спальные районы. Большая черная дыра. В советское время там были клубы, театры, кинотеатры   — может, и похуже, чем в центре, но сейчас там нет ничего вообще. Меж тем огромное большинство людей проводит всю жизнь в своем Рыбацком, лишь изредко выбираясь в центр. Они брошены на произвол судьбы и "Первого канала". А какая культура, если люди некультурны?

Впрочем, стоит ли так печься о звании "культурной столицы"? Быть бы живу. "Современный человек и современный город в принципе уходят от культуры, говорит Александр Сокуров. Уходят от культуры в сторону чего-то усредненного. Дело в том, что культура требует готовности от самого народа, готовности быть носителем культуры.  Я даже не  знаю, остались ли культурные столицы в мире.  Может быть, Рим — но даже вечный Рим что-то потерял".

 

share
print