Истории

Насколько подешевеют джипы, если их будут делать в Петербурге

В Петербурге откроется завод по производству автомобилей Jeep. Сейчас эти машины не пользуются популярностью из-за цены: около 2 миллионов рублей. Если внедорожники начнут производить в России, их цена может упасть на 10-15 процентов. Но и тогда петербуржцы предпочтут другие марки машин, которые производят в Петербурге.

Международный концерн Fiat-Chrysler заявил о намерении вложить в строительство завода 32 миллиарда рублей. Об этом представители завода в пятницу договорились с вице-губернатором Сергеем Вязаловым. Земля под строительство завода будет выделена в Пушкинском районе, хотя еще неизвестно, в Шушарах, где находится основной автокластер, или где-то по соседству. Как ожидается, конвейер заработает уже в следующем году и будет выпускать порядка 120 тысяч автомобилей в год. Отметим, что год назад, когда разговоры о появлении джипов российского производства только начинались, озвучивалась цифра в 150 тысяч. Второй завод концерна может появиться в Московской области.

Сейчас скромный Jeep Grand Cherokee стоит на рынке два миллиона рублей, в максимальной комплектации – 2,5 миллиона. Возможно, в 2014 году их можно будет купить за 1,8 и 2,2 миллиона соответственно. А самый дорогой из производимых в Петербурге кроссоверов, Nissan Murano, сейчас стоит около полутора миллионов. Седаны, если не считать ё-мобиль, начинаются от 500-600 тысяч. Столько стоит простенький Ford Focus, KIA Rio, Opel Astra. Если петербургский внедорожник будет стоить всего на 300 тысяч дороже питерского же кроссовера, предпочтения покупателей изменятся, но не намного. Во-первых, FIAT не слишком старается раскручивать свои бренды, во-вторых, грань между внедорожником и кроссовером к тому времени совсем сотрется. 

Сегодня концерн  Fiat-Chrysler производит автомобили под разными брендами, в том числе и в России. В нашем городе успешно собирают кроссоверы (Nissan X-Trail или Оpel Аntara), которые, как известно, предназначены для всех типов дорог, в то время как внедорожники вроде Jeep Grand Cherokee – для проезда по абсолютной целине. Вопрос: действительно ли петербуржцам так нужны эти внедорожники, когда все большую популярность завоевывают кроссоверы?

Согласно рейтингу продаж, ежегодно составляемом рейтинговым агентством Auto-Dealer-СПб, в 2011-м году наиболее продаваемой в Петербурге маркой стал ВАЗ – он еще долго будет вне конкуренции, с такой-то господдержкой. Если считать марки, выруливающие за счет честной конкуренции, то на первом месте окажется Chevrolet, далее - Nissan, Volkswagen, Kia, Renault, Hyundai, Ford, Toyota. Все эти марки сейчас производят в России, большинство – в Петербурге.

Что касается Jeep, то его показатели оказались на 32-м месте, между китайским Chery и понтовым американским Cadillac.

Получается, что отечественное производство и, соответственно, беспошлинная продажа существенного прибавляют плюсов любой новой автомарке. Но одно дело – седаны или даже кроссоверы среднего класса, другое – мощные джипы с огромным расходом топлива, высоким дорожным налогом, испытывающие естественные трудности при парковке… Сейчас самый дорогой из производимых в Петербурге автомобилей – Nissan Murano – можно купить максимум за 1,8 миллиона рублей. Jeep Grand Cherokee сейчас стоит от 1,6 до 2,5 миллиона. В Америке он, кстати, продается за 30 тысяч долларов, так что величину накрутки подсчитать нетрудно.

«Мы и так довольны объемами продаж, - заявили «Моему району» в одном из автосалонов. - Но если российский житель сможет купить экстра-класса внедорожник за сумму чуть более миллиона, продажи, конечно, вырастут. Мы вполне рассчитываем на место в десятке».

Впрочем, вряд ли стоит ожидать, что автомобиль, ставший настоящей звездой 90-х, будет продаваться дешевле кроссовера. Так что петербургские рабочие будут работать на настоящих толстосумов, которых, в Петербурге, может, и мало, зато по всей стране – порядочно.

Эту версию нам подтвердил главный редактор портала «Авто бизнес ревю» Сергей Баранов. Он отметил, что популярность некоторых брендов в стране и отдельно взятом городе Петербурге совсем не обязательно совпадает: так, в стране из всех моделей Nissan самый покупаемый – это Nissan Qashqai, который приходится привозить из Англии, но петербуржцев больше привлекает X-Trail, который у нас же и производят. Так что, несмотря на равнодушие питерцев к марке Jeep, продукцию завода будут покупать жители других регионов.

«Сумма в 32 миллиарда достаточно велика, - заявил Сергей Баранов. - Придется очень потрудиться, чтобы отбить такие затраты. Впрочем, в России рост популярности внедорожников опережает рост по другим типам автомобилей, так что, может быть, итальянцы приняли верное решение, когда захотели насытить российский рынок именно такими автомобилями. После того как закрылось производство Hummer, в России, по сути, перестали производить внедорожники. Остались кроссоверы. Сейчас в мире производят две модели кроссоверов Jeep и две модели внедорожников. Думаю, все они будут представлены на петербургском заводе. Но сейчас рано об этом говорить. FIAT, как любая итальянская компания, может действовать совершенно непредсказуемо. Сначала они планировали открыть в Петербурге завод совместно с торговым домом Sollers, потом передумали, хотя Sollers немало вложил в раскрутку бренда. Теперь у них совместный проект со «Сбербанком». Если FIAT вкладывает в производство такие большие деньги, причем на этот раз – свои, он, конечно, захочет большой отдачи. Миллиард долларов – это в три раза больше, чем вложил Ford Motor Company,  и в два раза больше, чем Nissan. Так что этот завод будет по-своему уникален.

Завод  Fiat-Chrysler планирует запустить предприятие полного цикла, в отличие от других заводов, осуществляющих отверточную сборку. Это не совсем уникальная ситуация: автозаводы Toyota и Ford также организовали у себя что-то подобное, но не сразу. В отличие от Fiat-Chrysler, который планирует с самого начала установить конвейер для сбора автомобилей практически с нуля, открыть окрасочный цех и т.п.

Если учесть, что на заводе Ford Motor Company трудятся 2000 человек, которые успевают производить порядка 100 тысяч машин в год (в планах на 2012, правда, заявлено 119 тысяч), то завод Fiat-Chrysler с его планом в 120 тысяч машин, да еще произведенными целиком, а не отверточным способом, потребует людей в несколько раз больше. Что это означает для петербургского рынка труда? Три тысячи высокооплачиваемых рабочих мест? Или больше?

- Обычно такие заводы запускаются в несколько этапов: сначала с ограниченной мощностью, потом ее постепенно наращивают, - отметила PR-менеджер компании HeadHunter в Петербурге Ольга Шматко. – Так что первоначальный набор может не превысить 500–1000 человек. Рабочих на конвейер часто берут в лизинг, а инженеров – в штат. Если концерн планирует потратить такие средства на строительство, значит, появится желание сразу же побить всех конкурентов: не исключено, что высококлассных специалистов будут переманивать с других автосборочных предприятий, положив для начала более высокую зарплату. Сейчас рабочий на конвейере зарабатывает в среднем 31 тысячу рублей, инженер – 49 тысяч. Что касается топ-менеджеров, то другие автопроизводители обычно привозят их с собой, и здесь, наверно, будет так же.

Глава петербургского филиала ОАО «Соллерс» Виталий Новиков будущее нового завода оценивает скептически. И не склонен переживать из-за того, что пути Sollers и FIAT разошлись.

- До сих пор FIAT в России не везло. В Советском Союзе – да, а в России – нет. И причина – в нем самом. Партнеров FIAT в России не покидало ощущение какой-то брошенности. Чувствовалось, что дистрибьютеру наплевать, как работают дилеры в России, почему не растут продажи. Вместо того чтобы увеличивать линейку продаваемых машин, включив в нее, например, дешевые, но популярные модели FIAT продавал один и тот же FIAT Albea, хотя российские покупатели знали, что этой модели сто лет в обед и никаких преимуществ против других марок за ту же цену он не имеет. Приход FIAT в Россию с такими-то деньгами мог означать революцию, например, фиатовцы могли заняться лоббированием. Они же выпускают в основном маленькие машины, которые в городах очень нужны. Вы можете назвать производимую в Петербурге модель компактного городского автомобиля? Самый маленький получается HyundaiSolaris, а он тоже довольно большой. Запустить производство, пролоббировать уменьшение налогов и послабления в техосмотре для всех, у кого маленькие машины, – и наш город преобразился бы. Но нет, FIAT этого не надо, FIAT будет выпускать джипы Grand Cherokee. Если ориентироваться на опыт продаж предыдущих машин этого концерна, я не удивлюсь, если это будут машины с совершенно нетрадиционным салоном и совершенно не свойственных для России цветов.

По словам Новикова, для того, чтобы получить необходимые льготы, автозавод в Росси должен производить 300 тысяч автомобилей в год. Ни один из питерских заводов этой планки пока не достиг, но стремятся. Так вот, 300 тысяч внедорожников в год российским гражданам уж точно не нужно.

share
print