Истории

Нефть дешевеет, рубль падает. Будем голодать?

В разгар экономического форума пришла грустная весть с нефтяных бирж: нефть марки Brent впервые упала в цене до 89 долларов за баррель. Спустя несколько часов рубль ожидаемо подешевел: доллар подорожал на 60 копеек, а евро - на 40. «Мой район» спросил у ведущих российских экономистов: что означают эти колебания стоимости и что они сулят российскому народу.

Нормально

Николай Шмелев, директор Института Европы РАН:
 
«Падение нефти, а вслед за ним – рубля, вполне закономерно, этот курс вечно ведет себя как на горках, скачет вверх-вниз. Самая низкая граница, до которой он может упасть, это 65 долларов за баррель. Мы это сможем пережить.
Сам я отношусь к тому меньшинству, которое считает: пусть рубль немного подешевеет. Девальвирование национальной валюты – это реальная защита от иностранной конкуренции. Чем она дешевле – тем меньше импорта, и тем лучше отношение к отечественному производителю. Неужели нам так необходимо импортировать мясо? Что мы, не можем сами скот выращивать? Вот-вот китайские товары задушат Иваново с его текстилем. В конце концов, Индия и Китай уже несколько лет занижают курс своих рупий и юаня, несмотря на активное противостояние Америки – и ничего. Сейчас курс юаня занижен процентов на 30. Зато китайцы свою экспортную экспансию проявили во всех отраслях промышленности и наконец добрались даже до автомобилей. А мы, как 500 лет назад, экспортируем пеньку и рыбий зуб. Пора выводить на рынок свои товары, а не только сырье».
 

Плохо

Виктор Геращенко, экс-председатель Центробанка РФ:
 
«Цена на нефть будет достаточно высока для того, чтобы в России оставались высокие цены на бензин. Экспортные цены будут снижаться, чтобы был положительный платежный баланс. Курс рубля становится все менее стабильным, а если учесть, что у нас даже пищевые продукты на 80% импортные, придется как-то учиться жить по средствам. Вступим в ВТО – будет еще хуже. 
Снижение цен на нефть обусловлено кризисным состоянием Америки и Европы. Америки – в меньшей степени, потому что это единое государство, более консолидированное, и сама страна большая. Для нас большим ударом станет то, что в мире теперь популярны новые технологии добычи углеводородов, например, газ из горючих сланцев. Спрос на чистый газ, соответственно, упадет. У нас тоже есть эти сланцы, но Индии и Китаю будет выгодно добывать их самим.
Экономика Запада валится с 2008 года: проблемы то в Греции, то в Португалии. Курс рубля – это всего лишь небольшая деталь того кризиса, в котором мы оказались. Почему, спрашивается, нас так волнует курс рубля? Ведь 80% населения страны живут от зарплаты до зарплаты. Остальных курс интересует потому, что они собираются ехать в Турцию отдыхать и как раз собирались менять валюту. Ну, еще небольшая часть бизнесменов озабочена курсом, но они-то сделали правильные выводы как только увидели нефтяные котировки. Кстати, по версии ваших питерских политиков, в частности, Оксаны Дмитриевой, курс рубля специально занижается, чтобы поступления в бюджет от нефти – в рублевом эквиваленте – не уменьшались. В общем, манны небесной уже не будет, и населению пора приучаться экономить. Как? Хотя бы на коммунальных услугах, как это делают все европейцы. У нас как раз повышают тарифы с 1 июля. Не тратьте зря воду и газ, не ездите каждый день на машине. Я вот езжу на метро, оно быстрее».
 
 

Совсем труба

Председатель экспертного совета «ОПОРА России», профессор Никита Кричевский:
 
«Нефть продолжит свое падение, как и рубль. Инвесторы бегут с нефтяного рынка. То есть на самом деле никакие они не инвесторы, а спекулянты. С учетом того, что, пользуясь высокими ценами на нефть, все страны-нефтедобытчики увеличили объем добычи и продаж, цены, естественно, снижаются. Все хотят снять максимум сливок. Но получается так, что добывается нефть хорошо, а с реализацией неизбежно возникают проблемы. Сейчас переизбыток по нефтедобычи составляет 3%.  Да, все упирается в кризис в Европе, который может перекинуться на США и Америку. Плюс замедление темпов экономического развития Китая. Он ориентирован на экспорт товаров, и чем меньше его товары будут востребованы, тем негативнее это скажется на нефти, ведь нашу нефть покупают, в основном, в Азии. В свое время я вывел такой индекс, что снижение цен на нефть на 20%  означает падение нашей национальной валюты на 10, потому что 50% нашего бюджета составляет нефть. В последнем случае стоимость нефти упала на 30% – со 124 долларов за баррель до 89 – значит, и валюта должна была подешеветь процентов на 15, так и получилось. Есть и другие факторы, от биржевых котировок не зависящие. Это, например, многочисленные бюджетные обязательства и гонка девальваций, которая наблюдается во многих странах с хорошо развитой промышленностью. В результате проводится эмиссия, денег становится все больше, а курс плавно ослабевает. Но если другие страны только готовятся к этому переходу, то мы уже внутри.
 
Насколько 15% падение валюты влияет на уровень жизни, сказать не берусь. У нас 40%  бизнеса по-прежнему в тени. Кстати, не стоит думать, что падение курса нефти, а вслед за тем – рубля, как-то связано с прошедшими президентскими выборами, после которых якобы отпустили вожжи. Это не более, чем совпадение. И сезонный фактор. Дальнейшее падение обусловлено самой моделью нашей экономики – сырьевой. Нынешнее ослабление барреля – это, по сути, приговор всей модели. Особенность нашей страны в том, что у нас не принято наказывать виновных. И тех, кто привел страну к провалу 90-х, тех, кто допустил дефолт 98-го, крупных оффшорников 2000-х. И тех, кто построил нам сырьевую модель. Здесь я имею в виду конкретного человека – Кудрина. Они раздают интервью и считаются чуть ли не гуру – как же, люди, погруженные в сакральные детали нашей экономики.  Поскольку лучше у нас уже не будет, а будет чуть менее или чуть более хуже, стоит ожидать сокращения расходов бюджета и заметной инфляции. Что касается бюджетов, то в первую очередь сокращение коснется инфраструктуры - дорог, коммуникаций ЖКХ, вложений в энергетику, транспорт и так далее. 
 
Не стоит верить официальным данным Росстата, что инфляция составляет якобы 6% в год. Как же, тарифы ЖКХ растут на 15%, а инфляция – всего 6?! Кстати, в 2008 году МЭРТ шесть раз пересматривал прогноз темпов инфляции. Так ведут себя профессионалы, а остальным людям – подбрасывают сказочку про 6%. В любом случае, прогноз на будущее – 10% инфляция по официальным данным, 20% – это то, что ощутит на себе население». 
 
share
print