Истории

Школьные души

С 1 января школы перейдут на подушевую схему финансирования и будут бороться за каждого ученика

«Будем бороться за каждого ребенка», – так по-новому рассуждает теперь Валентина Мишкова, директор гимназии № 402. Конкуренция теперь вовсе не чуждое для школ понятие. С 1 января следующего года директора школ начнут борьбу за детей, потому что каждый ребенок – это дополнительные деньги, которые можно будет потратить на учебники, хозяйство, оборудование. Кроме того, директорам теперь придется учиться экономить. Все изменения произойдут 1 января, когда изменится схема финансирования. Теперь она будет подушевая, когда деньги будут, так сказать, идти за учеником. Поэтому и сейчас уже можно посчитать, сколько получит денег 402-я гимназия, если в ней в этом году учится 682 школьника.

Директора школ этим летом меньше обращали внимания на обычный ремонт и больше считали, вооружившись калькулятором. Одни подсчитывали, сколько денег им дадут, другие прикидывали, как на эти деньги выжить. Есть в Колпинском районе школы, которые от такой системы быстро станут банкротами. В отделе образования такие школы вычислили заранее. Это школы № 400, № 452, № 465 и вечерняя № 170. «Учеников там меньше, и если введут подушевое финансирование, то не хватит даже на зарплату учителям,– объясняет Елена Полякина, главный специалист отдела образования администрации Колпинского района. – А вот в двух Колпинских школах олимпийского резерва, наоборот, есть тренеры с такой заработной платой, что никакое количество учеников ее не покроет». Для таких учреждений сделали исключение – они остаются на сметном финансировании.

Разработчики новой схемы финансирования решили, что все-таки кушать дети должны вне зависимости от того, насколько популярна их школа и сколько учеников в ней учится, поэтому питание прописали в бюджете отдельной строкой. Также позаботились и о тепле. Наличие горячих батарей в классах тоже никак не зависит от престижности.

В отделе образования директорам школ разъясняют преимущества новой схемы финансирования. Но внутри самого коллектива мнения о реформе разделились. «Директора школы нужно научить экономить. А вот когда появятся свободные деньги, то по согласованию с администрацией руководитель эти деньги сможет потратить на что-то другое. Как дома: сэкономил на холодной воде, купил в следующем месяце новую раковину», – объясняет Елена Полякина. А вот у начальника отдела образования Ирины Османовой другое мнение: «Задача школы – учить и воспитывать. Но директор должен уметь сформировать гвардию учителей, а лишь затем грамотных сантехников и электриков. И неплохо бы иметь рядом заместителя, который будет разбираться с хозяйственно-экономической деятельностью».

Директорам школ предстоит в следующем году учиться совмещать способности руководителя и завхоза. А Мария Дубровская, директор гимназии № 455, на этот счет не переживает. Ее гимназия уже считается престижным учреждением, поэтому директор рассуждает без всякого волнения в голосе: «Я считаю, что это верно и правильно, когда деньги идут за учеником. Трудности, конечно, будут, но со временем все встанет на свои места».

Как сосчитают школы

С 1 января бюджет образовательных учреждений формируется по заявкам. Теперь же принцип будет такой: сколько учеников – столько денег. Из этого будет складываться норматив на обучение. Сумма получится из простого арифметического действия: количество учеников, умноженное на заранее высчитанное значение (в зависимости от того, какой школы ученик: спортивной, общеобразовательной или с углубленным изучением предметов). Потратить деньги с этой статьи директор сможет только на выплату заработной платы, приобретение книгоиздательской продукции и мягкого инвентаря. Второй и третий нормативы – на оплату жилищно-коммунальных услуг и на капитальный ремонт. Здесь все зависит не от количества учеников, а от квадратных метров площади школы.

share
print